Списание затрат по плановой себестоимости через счет 40

Для обобщения сумм расходов компании, которые связаны с основным видом деятельности, в учете предназначен 20-й счет («Основное производство»). Здесь имеются в виду расходы, понесенные организацией в процессе производства, при реализации услуг или проведении работ. В дальнейшем для обозначения товаров, работ и услуг будем использовать аббревиатуру ТРУ.

В соответствии с правилами учета по дебету 20-го счета собираются прямые затраты, понесенные предприятием при производстве продукции, потери, образовавшиеся от брака, расходы вспомогательных и обслуживающих производств. По кредиту данного счета производится списание себестоимости ТРУ.

Описание 20-го счета, а также пример учета расходов организации, проводящей работы для заказчика, можно найти в материале «Счет 20 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Рассмотрим процесс списания с 20-го счета при различных обстоятельствах.

Для того чтобы списать расходы в производстве, налогоплательщик должен сначала выбрать способ, с помощью которого надо будет учитывать готовую продукцию (ГП). Выбранный способ затем следует утвердить в тексте учетной политики (УП). Опишем возможные способы, из которых может выбирать предприятие.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, готовая продукция отнесена к той части МПЗ, которая предназначается для реализации.

Каковы основные положения ПБУ 5/01, порядок оценки запасов и как выглядит регламент ведения отчетности по запасам, можно узнать из материала «ПБУ 5/01 — учет материально-производственных запасов».

В Методических указаниях по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется использовать 1 из следующих способов оценки ГП:

  1. По реально сформировавшейся себестоимости (фактической).
  2. Плановой себестоимости, то есть сформированной на основе нормативов.
  3. Договорной цене.

Здесь есть уточнения, при каких обстоятельствах стоит применять тот или иной способ. Так, первый способ рекомендуется использовать, если речь идет о производстве товаров мелкими сериями, второй — при большом серийном производстве, третий — при стабильных неизменяемых ценах. Понятно, что постоянные цены для рыночных отношений невозможны. По этой причине третий способ на данный момент утратил актуальность и не применяется.

Организовав учет ГП по фактической себестоимости, бухгалтер, ведущий производство, должен сделать проводку: Дт 43 Кт 20.

Суть данной записи в том, что себестоимость прямо и в реально сформировавшейся сумме списана со счета, учитывающего расходы, на счет, на котором ведется учет ГП.

При всей простоте и привлекательности данного способа есть ограничения в его использовании. Речь идет о том, что фактическую себестоимость удается рассчитать только в конце отчетного периода. В обстоятельствах, когда продукция отгружается постоянно, лучше взять за основу плановую себестоимость.

Здесь есть 2 варианта организации учета: списывать расходы, применяя 40-й счет («Выпуск готовой продукции»), или обойтись без него.

Затраты списываются со счета 20 - что выбрать?

Если используется 40-й счет, то здесь проявляется вся разница между суммами фактической и плановой себестоимости.

По дебету 40-го счета отражается фактически сформированная себестоимость ГП: Дт 40 Кт 20.

По кредиту данного счета списывается себестоимость, рассчитанная по нормативам: Дт 43 Кт 40.

По окончании месяца на 40-м счете может образоваться остаток, являющийся ничем иным, как разницей между фактической и плановой себестоимостью. С помощью образовавшейся суммы производится коррекция себестоимости продаж на 90-м счете:

  • если фактический показатель будет больше планового, делается запись: Дт 90.2 Кт 40;
  • если плановый показатель окажется больше фактического — сторно Дт 90.2 Кт 40.

Такой способ учета подразумевает, что плановую себестоимость следует отражать на 43-м счете сразу после внесения ГП в приходные документы: Дт 43 Кт 20.

Когда произведена отгрузка ГП, эта же сумма отражается на 90-м счете: Дт 90.2 Кт 43.

Предлагаем ознакомиться  Образец эффективного контракта с учителем школы 2020

Как только отчетный период закончится, на 20-м счете появятся фактическая стоимость ГП и разница в показателях фактической и плановой себестоимости. На полученную сумму надо будет произвести коррективы на счете 43:

  • в большую сторону, если фактический показатель будет больше планового, со следующей записью: Дт 43 Кт 20.
  • в меньшую сторону, если плановый показатель окажется больше фактического: сторно Дт 43 Кт 20.

Больше узнать об учете ГП можно из материала «Как отражается готовая продукция в бухгалтерском балансе?».

По окончании отчетного периода организация выявляет и списывает себестоимость ГП на счете 20 «Основное производство». В результате этих мероприятий может сформироваться дебетовое сальдо. Данный показатель отражает, насколько велика стоимость незавершенки. Образовавшуюся сумму на 20-м счете следует перенести на следующий месяц.

Как правильно организовать бухгалтерский учет незавершенного производства и как его показатели вносятся в бухгалтерский баланс, можно узнать из материала «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».

Порядок списания

Основным счетом, где отражается списание денежных средств, является счет 51 «Расчетные счета» из бухгалтерского плана. Данное списание производится на основании представленной выписки из банка и требуемых первичных документов.

Существует несколько форм безналичных расчетов. Наиболее распространенными являются:

  • платежное поручение;
  • платежное требование;
  • инкассовые поручения.

Данные платежные документы заполняются в строгом соответствии с требованиями российского законодательства. Это закреплено в Положении о проведении безналичных расчетов в Российской Федерации, в котором имеется глава о правилах заполнения расчетных документов, их представлении, возврате и отзыве.

Как списать деньги с расчетного счета

Виды платежей, которые могут быть оплачены списанием с р/с:

  1. Оплата оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров. В этом случае происходит перечисление денежных средств напрямую поставщикам.
  2. Перечисление сумм как во внебюджетные фонды и бюджеты различного уровня.
  3. Перечисление сумм, связанных с возвратом займов, кредитов и процентов по ним.
  4. Произведение непосредственно с расчетного счета различных финансовых вложений.
  5. Списание на любые другие цели, которые предусмотрены законодательством нашей страны.

Очередность платежей

Очередность платежей – это определенная последовательность, которой следует банк при списании сумм со счетов клиентов для оплаты платежей, по которым наступил срок оплаты. В Гражданском кодексе таких очередностей прописано всего пять от 1 – срочной до 5 – наименее срочной.

Итак, в случае если денег на счету недостаточно, то устанавливается очередность в соответствии с законом, по которому денежные средства с расчетного счета списываются:

  1. Первая очередь – к ней относятся все исполнительные документы по перечислению алиментов, об иных возмещениях вреда, которые были причинены жизни и здоровью.
  2. Вторая очередь – к ней относятся все исполнительные документы, подразумевающие выплату заработной платы лицам, осуществляющих свою деятельность по трудовому договору, а также оплату их выходного пособия, оплата вознаграждения авторам результатов их интеллектуальной деятельности.
  3. Третья очередь – сюда относится оплата различных поручений налоговых органов, оплата поручений органов контроля по страховым взносам, перечисление и списание задолженности по сборам и налогам, выплату различных страховых взносов во внебюджетные фонды.
  4. Четвертая очередь – иные документы исполнительного характера, требующие удовлетворения денежных претензий.
  5. Пятая очередь – оставшиеся платежные документы в соответствии с календарной очередью. Также сюда следует отнести сборы и налоги, которые оплачиваются в добровольном порядке.
Предлагаем ознакомиться  Жалоба на счет отопления

В случае, если все документы, по которым следует произвести оплату, относятся к одной очереди, но при этом денег на счете для оплаты всех их недостаточно, тогда списание производятся в порядке поступления, то есть календарной очередности. При этом стоит обратить внимание, что в поле под номером 21 очередность платежа всегда проставляется автоматически, вне зависимости от того, достаточно ли денежных средств на оплату всех платежей.

Безакцептное списание

В российском законодательстве точного определения такому понятию, как безакцептное списание, пока нет. Но существует более общее – списание средств без распоряжения владельца счета.

По общему правилу списание денег, возможно только после распоряжения клиента. Однако на практике существуют случаи, когда возможна и обратная ситуация. Например:

  • по решению суда;
  • в отдельных случаях, предусмотренных российским законодательством;
  • по соглашению, заключенному между владельцем счета и банком, в котором оговорены такие случаи.

Затраты списываются со счета 20 - что выбрать?

Безакцептное списание должно носить исключительный характер. А в случае, если такой пункт указан в соглашении (договоре) с банком, то в нем должны быть прописаны четкие формулировки и конкретные случаи, при которых возможно безакцептное списание средств. В противном случае, все остальные способы, списания денежных средств безакцептным способом с расчетных счетов, являются незаконными.

Безакцептное списание – это действие, при котором денежные средства списываются стороной банка со счета плательщика без его подтверждения. Однако списание происходит если плательщик заранее заключил договор с банком об осуществлении операции.

Списание денежных средств без акцепта – больше относится к виду списания средств бесспорного характера. Такое списание осуществляется только при наличии договора. Часто возможно и при инкассовом распоряжении, такой процедуре часто присваивается характер возмездности.

В отличие от списания без акцепта, безакцептное списание проводится на безвозмездной основе, так же применяются законные основания.

Любое бесспорное списание будет регулироваться со стороны законодательства, будь то налоговое, гражданское или административное.

В конечном итоге, безакцептное списание служит в качестве гаранта при осуществлении обязанностей компании в финансовой сфере.

Безакцепт можно использовать в двух основных случаях:

  1. Когда безакцептное списание происходит в двухстороннем порядке. В этом случае компании получившие одобрение на взятие кредита в банке, должны подготовиться к тому, что в случае не оплаты или задержки, банк будет вынужден произвести снятие средств без уведомления. Все эти пункты подробно описываются при составлении и подписании договора.
  2. Безакцептное списание может производиться так же и в трехстороннем порядке. Используется в качестве дополнительной гарантии при осуществлении платежей между компаниями и поставщиками. В таком случае, третьей стороной будет являться банк. Именно он будет контролировать честность сделки.

Например: когда между компанией и поставщиком подписывается договор об осуществлении покупки или продажи товара, банк резервирует на счету компании средства, которые поставщик получит при успешном завершении сделки. В случае если товар был получен компанией, но по какой-то причине средства не были направлены поставщику, зарезервированная сумма направляется банком на счет поставщика.

Так же безакцептное списание может быть произведено и без составления договора и соглашений. Например:

  • постановление суда;
  • случай подходит под отдельный законодательный акт.

Банк так же без предупреждения владельца счета в праве взять свою комиссию за перемещение средств.

Предлагаем ознакомиться  Отметка о гражданстве в свидетельстве о рождении ребенка: нужно ли ставить штамп, получать вкладыш?

Так же стоит учесть, что после того, как между банком и владельцем счета срок договора истёк, банк не вправе осуществлять безакцептное снятие.

Необоснованное списание

Достаточно часто возникают споры, связанные с тем, что банк списал деньги совершенно необоснованно. Как правило, здесь речь идет о третьих лицах, которые несанкционированно воспользовались электронной подписью с целью хищения денег со счета клиента. Однако суд в большинстве случаев отстаивает правоту банка.

Позиция суда в таких случаях понятна, поскольку отсутствуют явные признаки некорректности электронной подписи. Такой платежный документ имеет все признаки подлинности:

  • используется нужная учетная запись;
  • предъявляется действующий сертификат;
  • электронная подпись проставляется при использовании соответствующего ключа.

После проверки всех данных устанавливается, что платежное поручение подлинное и по нему происходит списание денежных средств.

Если клиент попал в такую ситуацию, то его основной задачей является доказать, что платежное поручение было отправлено неуполномоченным лицом, соответственно, банк не проверил эти данные и, как результат, не исполнил взятые на него обязательства. В качестве защиты можно использовать следующие факты:

  • доказать наличие подлинности электронной подписи и указать, что отсутствует распоряжение клиента;
  • обязанностью банка является сравнение IP-адреса;
  • обязанностью банка является обратить внимание на тот факт, что платежное поручение оформлено ненадлежащим образом;
  • банк не проверил данный документ на соответствие законодательству о противодействии легализации незаконных доходов.

Из этого можно сделать вывод: право на распоряжение счетом нужно предоставлять очень ограниченному и проверенному кругу лиц. Тогда вы будете спокойны за сохранность денежных средств на вашем расчетном счете.

Прочие операции, затрагивающие кредит 20-го счета

Приведем еще несколько ситуаций, когда используется запись по кредиту 20-го счета:

  1. Компания, занимающаяся реализацией услуг или производством работ, списывает расходы, собранные на 20-м счете, на счет учета продаж сразу, как только заказчик принял результаты. Чтобы отразить выручку и списать затраты, делаются следующие записи:
  • Дт 62 Кт 90.1;
  • Дт 90.3 «НДС с продаж» Кт 68;
  • Дт 90.2 Кт 20.
  1. Если компания использует произведенную ею же продукцию в собственных целях, запись будет выглядеть так: Дт 10 «Материалы» Кт 20.
  2. Крупные производства, имеющие большие объемы выпуска продукции, предпочитают учитывать полуфабрикаты, изготовленные ими самими, на отдельном счете. Оприходование таких материалов должно сопровождаться следующей записью: Дт 21 «Полуфабрикаты собственного производства» Кт 20.
  3. При фиксации бракованной продукции соответствующие суммы отражаются так: Дт 28 «Брак в производстве» Кт 20.
  4. При недостаче, выявленной в процессе инвентаризации основного производства, делается запись следующего содержания: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 20.
  5. При расторжении договора, по которому уже была произведена продукция, образуются расходы, отражаемые так: Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 20.