Нормативная база

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Общие вопросы проведения инвентаризации

Обязательно ли проводить годовую инвентаризацию активов и обязательств предприятия?

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии

Да, проведение годовой инвентаризации — процедура обязательная для всех предприятий. Ее проведения перед составлением годовой финансовой отчетности требуют ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете и пп. 5 и 7 разд. І Положения № 879.

Ну а основная цель инвентаризации — обеспечение достоверности данных бухучета и финотчетности путем проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки активов и обязательств предприятия.

Какими нормативными документами руководствоваться при проведении годовой инвентаризации и оформлении ее результатов?

Самый главный документ, которым предстоит руководствоваться предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности — Положение № 879.

— нефти и нефтепродуктов — Инструкцию № 281;

— спирта этилового — Инструкцию № 264;

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии

— активов и обязательств сельхозпредприятий — (Методрекомендации № 37) и т. д.

Какие объекты подлежат годовой инвентаризации и в какие сроки?

Годовая инвентаризация охватывает все виды активов и обязательств предприятия (пп. 6 — 7 разд. I Положения№ 879). Ее проводят ежегодно перед составлением годовой финотчетности.

Сроки проведения инвентаризации установлены п. 10 разд. I Положения № 879, который рекомендует проводить ее ежегодно до даты баланса (т. е. 31 декабря). Но 31 декабря — это предельная дата, на которую инвентаризация должна быть позади. А вот сам период ее проведения зависит от вида инвентаризируемых активов и обязательств (см. таблицу).

Сроки проведения годовой инвентаризации

№ п/п

Вид активов и обязательств

Когда проводить инвентаризацию

1

Необоротные активы* (кроме незавершенных капинвестиций, объектов ОС, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

В период 3 месяцев до даты баланса

Запасы (кроме НЗП и полуфабрикатов, других матценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженность

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

* При проведении инвентаризации нужно учитывать следующие требования п. 10 разд. I Положения № 879:

 земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно инвентаризировать 1 раз в 3 года;

 инструменты, приборы, инвентарь (мебель) можно инвентаризировать ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом всех этих объектов в течение 3 лет;

 библиотечные фонды по решению руководителя можно инвентаризировать в течение года по установленному им графику. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц;

 драгоценные металлы и драгоценные камни, которые содержатся в приспособлениях, оборудовании и других изделиях, инвентаризируют одновременно с инвентаризацией этих активов.

2

Незавершенные капинвестиции

В течение 2 месяцев до даты баланса

НЗП и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное соцстрахование

3

Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие матценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

Обратите внимание (!): в ходе инвентаризации проверяют:

 собственное имущество предприятия независимо от его местонахождения, в т.ч. предметы, переданные в прокат, аренду, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве;

 имущество, которое не принадлежит предприятию, но временно находится в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной аренды ОС, ТМЦ на ответственном хранении, переработке, комиссии или монтаже).

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии

Конкретные сроки начала/окончания инвентаризации (в рамках сроков из Положения № 879), ее продолжительность, а также объекты, подлежащие инвентаризации, устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации.

Причем интересно: инвентаризацию конкретных объектов начинают уже после даты, на которую она назначена. Например, согласно приказу руководителя инвентаризацию проводят по состоянию на 30.11.2019 г. Это значит, что сама инвентаризация будет проходить в декабре (например, со 2 по 16 декабря 2019 года).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября. Исключение составляют случаи инвентаризации объектов ОС и матценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия. Их инвентаризируют до момента временного выбытия с территории предприятия.

Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

  • при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

  • при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

  • при ликвидации или реорганизации организации.

Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

  • или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

  • или отчетом независимого оценщика.

Проводка

Операция

Д 01 (10, 41, 43, 50) — К 91

Отражены излишки, выявленные при инвентаризации

Инвентаризационные комиссии

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии?

— представителей аппарата управления предприятия;

— представителей бухслужбы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, СПД — физлица, которое ведет на предприятии бухучет на договорных началах);

— опытных работников предприятия, знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Также по решению руководителя в состав комиссии могут входить члены ревизионной комиссии хозобщества.

Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем

Предлагаем ознакомиться  Договор комиссии на реализацию товара

А вот если бухучет ведет сам руководитель, то выбора нет — он же должен возглавить инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879).

Обязательно ли малому предприятию для проведения инвентаризации утверждать рабочие инвентаризационные комиссии? Или достаточно того, что у нас созданы постоянно действующие инвентаризационные комиссии?

Как правило, рабочие инвентаризационные комиссии создают на крупных предприятиях. Причина проста: крупное предприятие предполагает большое количество объектов инвентаризации и справиться с таким объемом работ одна комиссия просто не в силах. Поэтому на таких предприятиях инвентаризационная комиссия выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п. 2.5 разд.

На предприятиях с небольшим объемом инвентаризационной работы постоянно действующая комиссия организует и проводит инвентаризацию активов самостоятельно.

Рабочие комиссии формируют по тому же принципу, что и инвентаризационные комиссии: из представителей аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных работников предприятия. Причем интересно, что в рабочие комиссии можно включать также членов инвентаризационной комиссии (п. 2.2 разд. II Положения № 879).

Назначает председателя рабочей инвентаризационной комиссии и утверждает ее состав своим приказом руководитель предприятия. При этом помните (!): нельзя назначать председателем рабочей комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц (МОЛ), одного и того же работника 2 года подряд (п. 2.4 разд. II Положения № 879).

Включают ли в состав рабочих инвентаризационных комиссий МОЛ?

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии

Ограничения на этот счет установлены п. 2.4 разд. II Положения № 879. Здесь предусмотрено, что МОЛ не может входить в состав комиссии для проверки активов, находящихся у него на ответственном хранении, поскольку является проверяемым лицом.

Получается, включить МОЛ в комиссию, которая будет проводить инвентаризацию вверенного ему имущества, нельзя. В то же время, на наш взгляд, ничто не мешает МОЛ принимать участие в инвентаризации в составе другой рабочей комиссии, которая будет пересчитывать активы, находящиеся в ведении других МОЛ.

На предприятии работает всего один человек — директор. Может ли инвентаризационная комиссия состоять из одного человека?

— утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица или

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

— включить в состав комиссии специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.

Конечно же, на первый взгляд вариант проведения инвентаризации комиссией из одного работника — самый простой, а потому оптимален для столь малого предприятия. Но не все так просто, ведь в этом случае вы невольно нарушите положения п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879. Напомним: он запрещает включать в комиссию тех работников, в ведении которых находятся активы, по которым проводится инвентаризация. А у нас именно такая ситуация: на предприятии работает только один работник, который и является материально ответственным за все активы.

включить в комиссию специалиста, приглашенного для проведения инвентаризации на основании гражданско-правового договора

Один из членов инвентаризационной комиссии отсутствует по уважительной причине. Можно ли «пересчитать» активы и обязательства без него?

Пункт 1 разд. II Положения № 879 для таких случаев предусматривает следующее: инвентаризацию проводят полным составом инвентаризационной комиссии.

Получается, какова бы ни была причина отсутствия одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, проводить инвентаризацию «недоукомплектованным» составом нельзя. Но выход есть: отсутствующего по болезни или в связи с командировкой члена комиссии нужно заменить (см. письмо Минфина от 15.12.2003 г.

№ 31-04200-30-23/19). Для этого необходимо издать приказ руководителя, которым отсутствующего работника исключают из состава комиссии, а вместо него вводят в состав комиссии другого работника. Еще один вариант — приостановить или перенести сроки начала инвентаризации (естественно, этот вариант подходит в случае непродолжительного отсутствия члена комиссии).

Во время проведения инвентаризации работник предприятия, ответственный за хранение и использование активов, заболел (находился в отпуске). Можно ли провести инвентаризацию доверенных ему активов без него?

Все тот же п. 1 разд. II Положения № 879 требует проведения инвентаризации в присутствии МОЛ. Поэтому проинвентаризировать активы в отсутствие МОЛ и не нарушить Положение № 879 не получится.

Так как же быть? А все зависит от того, выполняет кто-нибудь обязанности временно отсутствующего МОЛ или нет.

Если обязанности МОЛ передали другому работнику, то с ним должны были заключить договор о материальной ответственности и провести инвентаризацию ценностей при смене МОЛ. В таком случае инвентаризацию активов можно провести в присутствии не основного МОЛ, а под «присмотром» его временной замены.

Если же вы не назначаете исполняющего обязанности МОЛ, тогда ничего не остается, кроме как приостановить проведение инвентаризации (если она уже началась) или перенести начало ее проведения.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

  • представители администрации организации;

  • работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

  • другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.

Инвентаризационная комиссия определяет:

  • наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

  • виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

  • состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Предлагаем ознакомиться  Бухучет в туризме. Налоговый учет, счета, проводки

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

  • по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

  • по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

  • по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

  • по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

  • по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

  • по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Документальное оформление инвентаризации

Как составить приказ о проведении инвентаризации?

Проведение инвентаризации начинают с издания приказа о ее проведении. В нем, кроме прочих обязательных реквизитов, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды инвентаризируемых активов и обязательств. Этим же приказом нередко утверждают состав рабочих инвентаризационных комиссий. Пример оформления приказа см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 94, с. 10.

В то же время помните! Сроки и порядок проведения инвентаризации, в том числе годовой, можно установить в приказе об организации бухучета или в приказе об учетной политике. В этом случае издавать приказ о проведении годовой инвентаризации не нужно. Достаточно непосредственно перед ее началомотдельным приказом руководителя утвердить состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Какими документами оформляют результаты проведения инвентаризации?

— инвентаризационные описи, в которых фиксирует наличие, состояние и оценку активов предприятия и активов, принадлежащих другим предприятиям и учитываемых за балансом;

— акты инвентаризации, в которых показывают наличие денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, наличности, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), создаваемых в соответствии с требованиями П(С)БУ, МСФО и других актов законодательства.

По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) комиссия передает в бухгалтерию. Здесь проверяют все подсчеты, проведенные рабочей инвентаризационной комиссией в инвентаризационных описях и в случае выявления расхождений (излишков или недостач) между данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации) с данными бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости активов и обязательств (п. 20 разд. II Положения № 879).

Ну и, наконец, инвентаризационная комиссия оформляет результаты инвентаризации протоколом инвентаризации. В нем приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879): результаты инвентаризации, заключения о выявленных расхождениях между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухучета, причины возникновения недостач, потерь и излишков, предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, предложения о списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач, другую существенную информацию.

Протокол инвентаризационной комиссии вместе с другими «инвентаризационными» документами передают на утверждение руководителю.

Руководитель утверждает протокол в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации

На основании утвержденного протокола результаты инвентаризации отражают в бухучете и финотчетности того периода, в котором она закончена.

Выявлены излишки имущества

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Предлагаем ознакомиться  Оформление дачи в наследство после нескольких лет смерти

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Проводки будут такие.

Проводка

Операция

Д 94 — К 10 (41, 43)

Списана стоимость утраченного имущества

Д 20 (25, 26, 44) — К 94

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Проводка

Операция

Д 94 — К 01 (10, 41, 43, 50)

Списана стоимость утраченного имущества

Д 73 (76) — К 94

Стоимость недостач отнесена на виновных лиц

Дт 50 (51, 70) — К 73 (76)

Стоимость недостач взыскана с виновного лица

Д 91 — К 94

Сверхнормативная недостача списана в расходы

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

  • или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

  • или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Инвентаризация активов из зоны проведения АТО (ООС)

Часть активов предприятия находится на территории проведения АТО (ООС). Как провести инвентаризацию имущества, доступа к которому у нас нет?

— находящихся на временно оккупированной территории;

— находящихся на территории проведения антитеррористической операции (АТО)*;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

— структурные подразделения (обособленное имущество) которых находятся на временно оккупированной территории или на территории проведения АТО.

— проинвентаризировать его по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичке и регистрам бухучета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Документом, подтверждающим ограниченность доступа к активам с целью их инвентаризации, а значит, и право на применение упрощенных инвентаризационных правил, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (ст. 10 Закона № 1669, письма ГФСУ от 14.02.2018 г. № 611/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 23.06.2016 г. № 13823/6/99-99-15-02-02-15).

Получается, предприятия, имущество которых находится в зоне проведения АТО (ООС), не освобождены от инвентаризации находящихся там объектов, но могут ее проводить не в установленные Положением № 879сроки, а когда это станет возможным.

Активы, по которым не была проведена инвентаризация, показывают в финотчетности по данным бухучета*. Причем на тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам, нужно указать в примечаниях к финотчетности (см. письмо Минфина от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732).

Списывать «оккупированные» активы без инвентаризации нельзя. То есть их придется держать на балансе до того момента, когда предприятие получит безопасный и беспрепятственный доступ к ним и сможет оценить их физическое состояние (см. письма ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15 и от 10.02.2017 г. № 2714/6/99-99-15-03-02-15).

Ответственность за непроведение инвентаризации

Что грозит предприятию и должностным лицам за непроведение обязательной годовой инвентаризации и составление годовой финотчетности на основании неподтвержденных инвентаризацией данных бухучета?

Чуть раньше мы уже отмечали, что проведение инвентаризации обеспечивает руководитель предприятия, который издает соответствующий приказ, определяет сроки ее проведения, а также назначает состав инвентаризационной комиссии. Поэтому за непроведение обязательной годовой инвентаризации руководителя теоретически можно привлечь к дисциплинарной ответственности в форме выговора.

Дисциплинарные взыскания применяются органом, которому предоставлено право назначения на должность данного работника (ст. 147 КЗоТ). Поскольку в нашем случае «проштрафившийся» работник — руководитель предприятия, то дисциплинарную ответственность налагают собственники предприятия или уполномоченный ими орган. На практике, сами понимаете, случаи привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности встречаются крайне редко.

Теперь о том, что касается материальных санкций.

Прямая ответственность за несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и матценностей установлена ст. 1642 КУоАП. Размер штрафа на должностных лиц предприятия: от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.) — за первое нарушение и от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) — за повторное нарушение в течение года.

Правда, должностных лиц обычных предприятий от этого штрафа спасает ст. 2341 КУоАП, которая разрешает привлекать к ответственности за такие нарушения органы Госаудитслужбы. А они наделены карательными функциями только в отношении подконтрольных учреждений и предприятий, связанных с бюджетными средствами (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 48, с. 15).

Более вероятно схлопотать штраф за предоставление органам статистики недостоверных данных для проведения государственных статистических наблюдений на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь, как вы помните, годовую инвентаризацию проводят перед составлением финотчетности, а ее отсутствие может поставить под сомнение достоверность отчетности предприятия.

Размер штрафа за такие нарушения — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

А если должностное лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности за подобное нарушение, размер штрафа составит уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.).

Рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП, органы статистики (ст. 2443 КУоАП).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

На наш взгляд, непроведение инвентаризации — это длящееся правонарушение, админвзыскание за которое возможно получить не позднее чем через два месяца со дня его выявления.