Сроки предоставления уведомления

Каждый работодатель, будь то организация, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, должен отслеживать сотрудников, в отношении которых возбуждено исполнительное производство либо вынесено постановление об обращении взыскания на часть заработной платы. Классическим примером являются алименты, когда один из бывших супругов обязан перечислять другому часть своего официального заработка.

Так, бухгалтерия обязана регулярно удерживать из зарплаты и перечислять взыскателям деньги на основании следующих документов (ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ):

  • исполнительного листа;
  • судебного приказа;
  • нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Основанием для удержаний может быть только оригинал документа либо его дубликат: делать отчисления на основании копии нельзя. Если работодатель получил ненадлежащую копию, то он может либо вернуть ее отправителю и запросить оригинал, либо не предпринимать никаких действий вообще.

Любой из перечисленных документов передается организации либо почтовым отправлением от приставов, либо самим работником. Для удобства документооборота и контроля за должником действующее законодательство устанавливает правило, согласно которому в случае расторжения трудового договора работодатель должен уведомить об этом службу судебных приставов.

Если речь идет об увольнении алиментщика, то компания также должна оповестить о его уходе и получателя алиментов, например, заказным письмом с уведомлением. К письму желательно приложить копию приказа об увольнении. Судебным приставам надо будет вернуть исполнительный лист.

Что касается сроков отправления, то они разнятся в зависимости от характера обязательств должника. Так, Закон № 229-ФЗ не устанавливает конкретного срока для направления уведомления, указывая лишь на то, что нужно сообщить приставам соответствующую информацию и вернуть исполнительный лист незамедлительно (ч. 4 ст. 98 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Справка об увольнении сотрудника образец

Если же должник уплачивал именно алименты, то порядок направления сообщения об увольнении приставам и взыскателю определен в Семейном кодексе РФ и составляет три дня (ч. 1 ст. 111 СК РФ). Однако в этой статье не указаны сроки возврата исполнительного документа.

Таким образом, во избежание каких-либо противоречий рекомендуется направить уведомление об увольнении и исполнительный лист в день расторжения трудового договора либо на следующий день после увольнения.

Обязательный список

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

1. Расчетный листок.

Этот документ выдается при проведении окончательного расчета с сотрудником. В нем указываются сведения о всех произведенных при этом начислениях и удержаниях (ст. 136 и 140 ТК РФ). Каждый работодатель самостоятельно разрабатывает и утверждает форму расчетного листа.

2. Трудовая книжка.

Ее положено выдать в последний день работы, даже если перед увольнением сотруднику предоставлялся отпуск (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ, определение Конституционного суда РФ от 25.01.07 № 131-О-О, письмо Роструда от 24.12.07 № 5277-6-1). О том, какие записи внести в трудовую книжку при увольнении работника, см. в статье «Заполнение трудовой книжки в 2019 году: правила и образец».

Предлагаем ознакомиться  Требуется коммерческий персонал

3. Выписка из формы СЗВ-М.

Данная выписка оформляется за месяц увольнения. В нее переносятся сведения о работодателе, а также данные на увольняемого работника. Выписку следует заверить. Делается это следующим образом. На выписке указывается ФИО и должность лица, уполномоченного заверять документ, далее проставляется его подпись и дата составления выписки. Если в организации есть печать, то выписку нужно также заверить печатью.

4. Выписка из РСВ.

Выписка составляется за период с начала квартала по дату увольнения. В нее переносятся сведения о работодателе из титульного листа, а также данные из раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах», касающиеся уволенного работника. Выписку из РСВ нужно заверить в том же порядке, что и выписку из СЗВ-М.

5. Выписка из формы СЗВ-СТАЖ.

Эта выписка составляется за отчетный год (по дату увольнения работника). В нее переносятся сведения о работодателе и данные об уволенном работнике (письмо отделения ПФР по Москве и Московской области от 03.04.18 № В-4510-08/7361). Выписку из формы СЗВ-СТАЖ нужно заверить по описанным выше правилам (т.е. необходимы подпись, ФИО и должность уполномоченного лица, и печать организации при ее наличии; дата составления выписки).

Бесплатно заполнить, проверить и сдать через интернет СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и РСВ

6. Справка о сумме зарплаты (справка 182н).

Этот документ составляется по форме, утвержденной приказом Минтруда от 30.04.13 № 182н (о том, как заполнить справку, см. в статье «Справка 182н о сумме заработной платы»). Рекомендуем выдать сотруднику 2-3 экземпляра такой справки — это упростит его общение с последующими работодателями.

В некоторых случаях необходимо передать увольняемому сотруднику дополнительные документы.

Так, если организация перечисляла страховые взносы на накопительную часть пенсии работника, то при его увольнении надо составить выписку из формы ДСВ-3за квартал увольнения. А если за время работы на сотрудника оформлялась медицинская книжка (в т.ч. за счет средств работодателя), то в обязательный комплект документов, выдаваемых при расставании с работниками, нужно включить и ее (письмо Роспотребнадзора от 10.11.15 № 01/13734-15-32).

Бесплатно заполнить и сдать ДСВ‑3 через интернет

Также необходимо вернуть сотруднику оригиналы всех документов, которые он принес во время работы. Это могут быть дипломы, сертификаты, медицинские заключения и прочие официальные бумаги.

Порядок действий работодателя

Шаг 1. Сообщить о получении. Отчитываться судебному приставу о получении исполнительного документа не обязательно, однако, если он приложил к нему бланк уведомления, то лучше это сделать. Можно составить его в произвольной форме, указав реквизиты документа, дату его получения и контактные данные лица, ответственного за его хранение.

Шаг 2. Регистрация. В крупных организациях для повышения эффективности документооборота ведется специальный журнал учета и регистрации таких бумаг. Унифицированная форма такого журнала законодательно не установлена и каждая организация разрабатывает ее самостоятельно.

Шаг 3. Хранение. После получения исполнительного листа работодатель несет ответственность за его сохранность. Для организации целесообразно издать приказ, которым будет назначен ответственный сотрудник, в чьи обязанности будет входить прием, регистрация и хранение исполнительных документов. Если такой сотрудник не назначен, эти полномочия автоматически возлагаются на руководителя компании.

Шаг 4. Возврат. Его необходимо осуществить в случаях, если документ:

  • пришел на давно уволенного работника (его нужно вернуть приставу с сопроводительным письмом);
  • был основанием для удержаний из зарплаты работника, но он уволился. В таком случае документ нужно отправить в СПП вместе со справкой о произведенных удержаниях (п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ);
  • если все обязательства по исполнительному листу выполнены (его необходимо вернуть отправителю с сопроводительным письмом и справкой о произведенных удержаниях).
Предлагаем ознакомиться  Образец претензии по отоплению к управляющей компании о невыполнение работ

Факт осуществления возврата необходимо письменно зафиксировать в журнале учета и регистрации (если таковой имеется), а также нужно сохранить документальное подтверждение возврата, например, опись вложения, если документ был отправлен заказным письмом.

Документы по требованию

1. Справка о доходах (п. 3 ст. 230 НК РФ).

Начиная с доходов за 2018 год, эта справка оформляется по форме, приведенной в приложении № 5 к приказу ФНС от 02.10.18 № ММВ-7-11/566@. Данный бланк не предусматривает указание должности лица, подписавшего справку, и проставление печати организации. Подробнее об оформлении справки см. в статье «Справка о доходах, которая выдается физлицу по его запросу с 2019 года: инструкция по заполнению».

2. Справка для службы занятости.

Официально этот документ называется Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) для постановки на учет в центре занятости. Рекомендуемая форма приведена в письме Минтруда от 10.01.19 № 16-5/В-5 (см. «Обновлена рекомендуемая форма справки о среднем заработке по последнему месту работы»).

3. Копия приказа об увольнении.

Выдача этого документа предусмотрена частью 2 статьи 84.1 ТК РФ. Там же указано, что копия должна быть заверена работодателем (при заверении этого документа применяются те же правила, что и при заверении выписок из СЗВ-М и других форм). Копия приказа об увольнении выдается в том случае, когда он носит «индивидуальный» характер (например, составлен по унифицированной форме № Т-8, утв.

Справка об увольнении сотрудника образец

постановлением Госкомстата от 05.01.04 № 1). Если же одним приказом увольняется несколько сотрудников (например, использована унифицированная форма № Т-8а), то оформляется выписка из приказа в произвольной форме. В выписке нужно указать дату и номера приказа об увольнении, сведения об уволенном работнике (ФИО, должность, подразделение), основание и дату увольнения, а также данные о том, кто подписал приказ об увольнении (ФИО и должность).

4. Записка-расчет.

Документ составляется по форме № Т-61. Она содержит сведения об использованных и неиспользованных за время работы отпусках, а также расчет выплат при увольнении.

5. Копии любых других документов, связанных с работой (приказы о приеме, переводах, поощрениях и наказаниях, предоставлении отпусков и т.д.).

Письмо приставам об увольнении сотрудника, образец

Как быть, если сотрудник в день увольнения не работал, либо не явился за получением соответствующих документов? Алгоритм действий в подобной ситуации законодательно регламентирован только в части выдачи трудовой книжки.

В статье 84.1 ТК РФ сказано, что работнику, который не забрал свой основной трудовой документ в день увольнения, надо направить уведомление. В нем следует указать, что человек должен явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление ее по почте. Направить уведомление нужно не позднее следующего рабочего дня после увольнения сотрудника, но лучше сделать это в конце того дня, когда состоялось увольнение.

Предлагаем ознакомиться  Как происходит процедура увольнения генерального директора ООО по собственному желанию

Поскольку законодательно какого-либо унифицированного бланка не установлено, его можно составить в свободной форме. При этом в уведомлении следует сообщить:

  • о факте увольнения сотрудника-должника с указанием основания (по собственному желанию, по инициативе работодателя, по соглашению сторон и т. п.);
  • реквизиты исполнительного документа;
  • период, в течение которого осуществлялись отчисления;
  • задолженность и ее причины (если таковые имеются);
  • перечень приложений. К уведомлению следует приложить исполнительный лист с пометкой о перечисленных суммах и копию приказа об увольнении;
  • дополнительную информацию о должнике: место проживания, место новой работы и т. п. (если организация располагает такими сведениями).

Сообщение подписывают главный бухгалтер и генеральный директор, при наличии печати организации проставляется ее оттиск.

Копии всех переданных уволенному сотруднику и приставам документов следует хранить в архиве организации на случай проверки соблюдения законодательства при перечислении алиментов или других задолженностей.

Ответственность за невыдачу документов

За невыполнение требований судебного пристава либо утрату исполнительного документа и его несвоевременный возврат статья 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие санкции:

  • для граждан: штраф в размере от 2000 до 2500 рублей;
  • для должностных лиц: штраф в размере от 15 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц: штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

Справка об увольнении сотрудника образец

Более того, приставы имеют право контролировать и проверять правильность осуществления выплат, а также анализировать бухгалтерскую документацию.

Невыдача или несвоевременная выдача увольняемому сотруднику документов из обязательного списка грозит для организации штрафом в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Дополнительно могут наказать руководителя компании — штраф составит от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). А если такое нарушение будет совершено повторно в течение года, то штрафы увеличатся (для организации — до 70 000 руб., а для руководителя — до 20 000 руб.). При этом руководитель компании может быть дисквалифицирован на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Бесплатно проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки и наличие дисквалифицированных лиц

За задержку выдачи трудовой книжки наступает также материальная ответственность по статье 234 ТК РФ. Компании придется оплатить бывшему сотруднику то время, в течение которого он не мог приступить к новой работе из-за отсутствия трудовой книжки (абз. 2 п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04 № 2).