Как будут наказывать за СУОТ в организации

а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);

б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);

в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

1-я часть — проверка документов СУОТ;

2-я часть — проверка рабочих мест.

При этом в рамках проверки документов СУОТ рекомендуется изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения СУОТ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В рамках проверки рабочих мест рекомендуется оценивать соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Рекомендации по охране труда на предприятии

16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

16.1. В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).

16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.

17. Привлечение к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

Предлагаем ознакомиться  Какой трудовой стаж нужен для выхода на пенсию по новому закону: значения для мужчин и женщин

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях:

  1. при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев;
  2. при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

суот в организации

В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется:

  1. Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  2. Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — Политика в области охраны труда и как её внедрить.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по
организации работы службы охраны труда в
организации.

2. Рекомендовать органам по труду субъектов
Российской Федерации оказывать помощь
организациям в создании служб охраны труда и
организации их работы.

3. Признать утратившим силу Постановление
Министерства труда Российской Федерации от 30
января 1995 г. N 6 «Об утверждении Рекомендаций по
организации работы службы охраны труда на
предприятии, в учреждении и организации».

Министр труда и социального развития Российской Федерации С.КАЛАШНИКОВ

Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14

Настоящие Рекомендации разработаны в
соответствии со статьей 12 Федерального закона
«Об основах охраны труда в Российской
Федерации» в целях оказания помощи
работодателям в организации работы службы
охраны труда.

На основе настоящих Рекомендаций в
организациях, осуществляющих производственную
деятельность (далее — организации),
разрабатываются положения о службе охраны труда,
учитывающие специфику их организационно —
правовых форм.

I. Общие положения

1. Управление охраной труда в
организации осуществляет ее руководитель. Для
организации работы по охране труда руководитель
организации создает службу охраны труда.

2. Служба охраны труда организации
(далее — Служба) подчиняется непосредственно
руководителю организации или по его поручению
одному из его заместителей.

3. Службу рекомендуется
организовывать в форме самостоятельного
структурного подразделения организации,
состоящего из штата специалистов по охране труда
во главе с руководителем (начальником) Службы.

Предлагаем ознакомиться  ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА по проведению вводного инструктажа для рабочих — Портал газовиков

4. Служба осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими
подразделениями организации, комитетом
(комиссией) по охране труда, уполномоченными
(доверенными) лицами по охране труда
профессиональных союзов или иных уполномоченных
работниками представительных органов, службой
охраны труда вышестоящей организации (при ее
наличии), а также с федеральными органами
исполнительной власти и органом исполнительной
власти соответствующего субъекта Российской
Федерации в области охраны труда, органами
государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда и органами
общественного контроля.

5. Работники Службы в своей
деятельности руководствуются законами и иными
нормативными правовыми актами об охране труда
Российской Федерации и соответствующего
субъекта Российской Федерации, соглашениями
(генеральным, региональным, отраслевым),
коллективным договором, соглашением по охране
труда, другими локальными нормативными
правовыми актами организации.

6.1. Организация работы по обеспечению
выполнения работниками требований охраны труда.

6.2. Контроль за соблюдением
работниками законов и иных нормативных правовых
актов об охране труда, коллективного договора,
соглашения по охране труда, других локальных
нормативных правовых актов организации.

6.3. Организация профилактической
работы по предупреждению производственного
травматизма, профессиональных заболеваний и
заболеваний, обусловленных производственными
факторами, а также работы по улучшению условий
труда.

6.4. Информирование и
консультирование работников организации, в том
числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

6.5. Изучение и распространение
передового опыта по охране труда, пропаганда
вопросов охраны труда.

7.1. Учет и анализ состояния и причин
производственного травматизма,
профессиональных заболеваний и заболеваний,
обусловленных производственными факторами.

7.2. Оказание помощи подразделениям в
организации и проведении измерений параметров
опасных и вредных производственных факторов, в
оценке травмобезопасности оборудования,
приспособлений.

7.3. Организация, методическое
руководство аттестацией рабочих мест по
условиям труда, сертификацией работ по охране
труда и контроль за их проведением.

7.4. Проведение совместно с
представителями соответствующих подразделений
и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по
охране труда профессиональных союзов или иных
уполномоченных работниками представительных
органов проверок, обследований технического
состояния зданий, сооружений, оборудования,
машин и механизмов, приспособлений, средств
коллективной и индивидуальной защиты
работников, состояния санитарно — технических
устройств, работы вентиляционных систем на
соответствие требованиям охраны труда.

7.5. Участие в работе комиссий по
приемке в эксплуатацию законченных
строительством или реконструированных объектов
производственного назначения, а также в работе
комиссий по приемке из ремонта установок,
агрегатов, станков и другого оборудования в
части соблюдения требований охраны труда.

7.6. Согласование разрабатываемой в
организации проектной, конструкторской,
технологической и другой документации в части
требований охраны труда.

7.7. Разработка совместно с другими
подразделениями планов, программ по улучшению
условий и охраны труда, предупреждению
производственного травматизма,
профессиональных заболеваний, заболеваний,
обусловленных производственными факторами;
оказание организационно — методической помощи по
выполнению запланированных мероприятий.

7.8. Участие в составлении разделов
коллективного договора, касающихся условий и
охраны труда, соглашения по охране труда
организации.

Скачать документ бесплатно

7.9. Оказание помощи руководителям
подразделений в составлении списков профессий и
должностей, в соответствии с которыми работники
должны проходить обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры, а также
списков профессий и должностей, в соответствии с
которыми на основании действующего
законодательства работникам предоставляются
компенсации за тяжелую работу и работу с
вредными или опасными условиями труда.

7.10. Организация расследования
несчастных случаев на производстве в
соответствии с Положением о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве,
утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279; участие
в работе комиссии по расследованию несчастного
случая;

Предлагаем ознакомиться  Механик это итр

оформление и хранение документов,
касающихся требований охраны труда (актов по
форме Н-1 и других документов по расследованию
несчастных случаев на производстве, протоколов
измерений параметров опасных и вредных
производственных факторов, оценки оборудования
по фактору травмобезопасности, материалов
аттестации рабочих мест по условиям труда,
сертификации работ по охране труда и др.), в
соответствии с установленными сроками.

7.11. Участие в подготовке документов
для назначения выплат по страхованию в связи с
несчастными случаями на производстве или
профессиональными заболеваниями.

7.12. Составление отчетности по охране
и условиям труда по формам, установленным
Госкомстатом России.

7.13. Разработка программ обучения по
охране труда работников организации, в том числе
ее руководителя; проведение вводного
инструктажа по охране труда со всеми лицами,
поступающими на работу (в том числе временно),
командированными, а также учащимися и
студентами, прибывшими на производственное
обучение или практику.

7.14. Организация своевременного
обучения по охране труда работников организации,
в том числе ее руководителя, и участие в работе
комиссий по проверке знаний требований охраны
труда.

7.15. Составление (при участии
руководителей подразделений) перечней профессий
и видов работ, на которые должны быть разработаны
инструкции по охране труда.

7.16. Оказание методической помощи
руководителям подразделений при разработке и
пересмотре инструкций по охране труда,
стандартов организации Системы стандартов
безопасности труда (ССБТ).

7.17. Обеспечение подразделений
локальными нормативными правовыми актами
организации (правилами, нормами, инструкциями по
охране труда), наглядными пособиями и учебными
материалами по охране труда.

7.18. Организация и руководство
работой кабинета по охране труда, подготовка
информационных стендов, уголков по охране труда
в подразделениях.

7.19. Организация совещаний по охране
труда.

7.20. Ведение пропаганды по вопросам
охраны труда с использованием для этих целей
внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и
кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет,
витрин и т.д.

7.21. Доведение до сведения работников
действующих законов и иных нормативных правовых
актов об охране труда Российской Федерации и
соответствующего субъекта Российской Федерации,
коллективного договора, соглашения по охране
труда организации.

7.22. Рассмотрение писем, заявлений,
жалоб работников, касающихся вопросов условий и
охраны труда, подготовка предложений
руководителю организации (руководителям
подразделений) по устранению выявленных
недостатков.

— соблюдением работниками требований законов и
иных нормативных правовых актов об охране труда
Российской Федерации и соответствующего
субъекта Российской Федерации, коллективного
договора, соглашения по охране труда, других
локальных нормативных правовых актов
организации;

— обеспечением и правильным применением
средств индивидуальной и коллективной защиты;

— соблюдением Положения о расследовании и учете
несчастных случаев на производстве,
утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279;

— выполнением мероприятий, предусмотренных
программами, планами по улучшению условий и
охраны труда, разделом коллективного договора,
касающимся вопросов охраны труда, соглашением по
охране труда, а также за принятием мер по
устранению причин, вызвавших несчастный случай
на производстве (информация из акта по форме Н-1),
выполнением предписаний органов
государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда, других
мероприятий по созданию безопасных условий
труда;