Законодательное обоснование

Выплаты педагогам: законодательное регулирование

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).

Назначение и структура Положения о стимулирующих выплатах педагогическим и медицинским работникам

Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.

Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Нормативные акты, регулирующие назначение выплат

Основным законом, которым руководствуются работодатели при назначения вознаграждения работникам за труд является Трудовой кодекс РФ, где упоминаются стимулирующие выплаты, входящие в состав зарплаты работников. 

7 мая 2012 г. президентом РФ было издано 11 указов, получивших неофициальное название «майские указы», в которых были намечены основные пути развития страны. В этих указах, в частности, есть упоминание об оплате труда работников здравоохранения. Нормативной базой для назначения стимулирующих доплат и роста трудовых доходов медработников являются указы № 597 и 598. План мероприятий по исполнению майских указов называется «дорожной картой».

На уровне учреждений нормативная документация, регулирующая оплату труда, представлена локальными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами и тд.

Важным документом, не имеющим статуса правового, но положения которого учитываются в муниципальных и госучреждениях при разработке правил оплаты труда работникам в 2019 году, являются единые рекомендации, утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Какие выплаты запланированы

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

Назначение и структура Положения о стимулирующих выплатах педагогическим и медицинским работникам

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Кто вправе претендовать на материальное поощрение

Материальное поощрение за работу в медучреждении вправе получать любой наемный работник, должным образом оформивший трудовые отношения с работодателем:

  • основной персонал: врачи, медсестры и т.д.;
  • персонал, не ведущий медицинскую деятельность: санитары, секретари, работники пищеблока;
  • административно-управленческий и обслуживающий персонал: руководители, их заместители и т. д., 
  • лица, занятые обслуживанием техническим и бытовым обслуживанием и не оказывающие медуслуг.

Выплаты из стимулирующего фонда могут быть назначены при достижении высоки показателей эффективности труда и отменены приказом руководителя при наличии дисциплинарного взыскания в отчетном периоде. Руководителям учреждения не полагаются стимулирующие при выполнении госзаказа ниже ниже установленного региональными или федеральными властями уровня.

Предлагаем ознакомиться  Положение о премировании с критериями

Медицинские работники, оплата труда которых производится из фонда ОМС, на начисление стимулирующих  выплат рассчитывать не вправе:

  • участники нацпроекта «Здоровье», оказывающие услуги по уходу за новорожденными и родовспоможению: участковые терапевты, педиатры и медсестры;
  • медики, оказывающие высокотехнологичную помощь. 

Положение о стимулирующих выплатах

Положение о стимулирующих выплатах утверждает директор школы

Положение о стимулировании утверждает директор школы

Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:

  • условия и порядок распределения доплат;
  • учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
  • условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.

Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.

При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.

Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.

Оценка трудовой деятельности педагогического коллектива согласно Положению производится экспертной группой в составе административного представителя, члена профессионального комитета и специалиста предметника (в составе может быть больше трех человек). Учителя подают на заседание Совета школы папку документов (портфолио) с результатами работы. На основании оценочной работы экспертной группы издается приказ директора школы.

Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.

Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.

Как оценивается труд медицинского персонала

Основа заработной платы — базовая часть (оклад), зависящий от квалификации работника, а также от характера выполняемой работы. Кроме оклада работник вправе получать:

  • компенсационные доплаты и надбавки за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу на особых территориях и в особых условиях и тд;
  • стимулирующие надбавки, доплаты, премии и иные поощрительные выплаты.

Стимулирующие выплаты предназначены для поощрения работников и повышение качества их работы. Законодательство о труде не определяет перечень подобных выплат. К ним могут относиться выплаты:

  • за достижение высоких показателей;
  • за качество исполняемых обязанностей;
  • за стаж и выслугу;
  • за интенсивность труда;
  • премии по итогам деятельности за отчетный период; 
  • за здоровый образ жизни;
  • за повышение профессиональных навыков и т. д.

Систему стимулирования закрепляют в локальном акте учреждения: положении о премировании, об оплате за труд или о стимулирующих доплатах. Выплаты стимулирующего фонда должны распределяться между работниками учреждения по итогам оценки эффективности труда. 

Назначение и структура Положения о стимулирующих выплатах педагогическим и медицинским работникам

По мере роста профессионального стажа работника, повышения квалификации или иного обучения, получения почетных званий, может расти его зарплата. Во всяком случае, он получает на это право.

Правила оплаты труда медработников в учреждениях должны соответствовать следующим принципам:

  • соглашения об установлении в медучреждениях систем оплаты труда должны соответствовать трудовому законодательству;
  • не допускается снижение или ухудшение условий оплаты труда работников по сравнению с условиями, предусмотренными трудовым законодательством;
  • зарплата каждого работника не ограничивается максимальным размером и зависит от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда;
  • оплата за труд равной ценности должна быть равной для всех работников, дискриминация  — различия, исключения и предпочтения, не связанные с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений не допускается;
  • заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений должна повышаться за счет повышения ее реального содержания.

При разработке локальных актов по оплаты труда в медучреждении рекомендуется учитывать следующие правила:

  • 55-60 процентов заработной платы должен составлять оклад; 30 процентов — стимулирующие выплаты; 10-15 процентов — выплаты компенсационного характера ;
  • при установлении выплат стимулирующего характера в трудовых договорах или дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений должны быть предусмотрены показатели и критерии эффективности деятельности работников;
  • повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, производится в размере не менее 4% оклада;
  • должна быть дифференциация оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности с учетом уровня квалификации, и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых услуг  и эффективности деятельности работников по заданным показателям и критериям;
  • предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их замов, главных бухгалтеров и работников учреждения рекомендовано соблюдать в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы;
  • увеличение фондов оплаты труда работников рекомендуется преимущественно направлять на увеличение размеров окладов.
Предлагаем ознакомиться  Как поощрять сотрудников, чтобы достигать бизнес-целей

Оценочный лист

Оценочный лист для расчета зарплаты учителя

Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя

Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:

  • данные о переподготовке на курсах или заочном обучении и др.;
  • повышение квалификации в новом формате дистанционных КПК;
  • в какой мере используются Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • участие в подготовке классов к тестированию ГИА, ЕГЭ;
  • оценка качества знаний учащихся по результатам всевозможных контрольных работ, мониторингов (учитывается успеваемость учеников и качество работы);
  • исследуются достижения в учебе с учетом участия каждого ученика по разным учебным предметам в районных и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских работах в школе и число победителей данных мероприятий;
  • анализируются результаты участия школьников в районных соревнованиях (количество призовых мест) и конкурсах (командная подготовка, персональная подготовка каждого участника);
  • рассматривается итог работы с каждым участником отдельно в игровых конкурсах для школьников 2–10 классов (условия, формат и результаты конкурса, статистические данные о тестировании, участие в интернет-проектах);
  • подготовка и участие в состязаниях (число победителей, призеров и дипломантов);
  • разбор и анализ каждого отдельного мероприятия, проведенного в рамках предметных внеклассных мероприятий;
  • оценивается качество работы по четвертным итогам успеваемости.

Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.

Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.

Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.

Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.

Условия получения надбавок

Оценка достижений педагогов: принципы

Принципы оценки достижений педагогов

В действующем ТК РФ и школьном уставе рассматривается вопрос о вознаграждении педагогов. В уставе прописываются все выплаты учителям. Чтобы установить стимулирующие надбавки за учебный период, разработаны оценочные критерии педагогической работы:

  • плата за рабочий стаж;
  • за профессионализм, уровень квалификации;
  • за успешность учебного дела;
  • надбавка за результативность, яркость деятельности;
  • премиальные доплаты и другие выплаты.

Нормативных правовых требований к стимулирующим выплатам к заработной плате педагогическим работникам образовательных учреждений немного:

Надбавки доплачиваются к окладу. Средства из бюджета страны разделяются между педагогическим контингентом пропорционально деятельности и стажа. Это мера государственной поддержки приличного уровня зарплаты учителей, вознаграждение и стимулирование, мотивация активности, заинтересованности в активных обучающих действиях.

Но получение поощрительной доплаты следует за подтверждением педагогом своей профессиональной пригодности, выраженной в успеваемости учащихся, итогах работы за год. Принципиальный подход к оценке достижений претендентов на доплаты выражается:

  • в единстве подхода к методам оценивания;
  • подлинность данных, используемых при оценочных действиях;
  • строгое выдерживание нравственных норм, моральных принципов во время сбора информации и дальнейшего анализа.

По школе издается приказ о создании комиссии, осуществляющей исследование, обсуждение поступивших материалов от учителей, итогов мониторинга профдеятельности специалистов и принятие решений о равноценности, целесообразности вознаграждения.

Каждый параметр соответствует определенному максимуму баллов. Комиссия по итогам рассмотрения документов оформляет оценочный лист, утверждает на заседании.

Согласованный оценочный лист комиссия вносит в протокол о денежных доплатах, который подписывает председатель и члены рабочего совета. На основании удостоверенных документов издается приказ по учреждению за полугодие по персональным поощрениям, которые выплачиваются вместе с зарплатой ежемесячно.

Чтобы определить размер стимулирующих доплат персонально каждому учителю, расчет ведется следующим образом:

  • подсчитывается количество баллов каждого педагога за проработанный период, накопленных в ходе мониторинга;
  • находится общее число (сумма) очков всех претендентов;
  • определяется стоимость балла (в рублях) путем деления стимулирующей доли ФОТ на общее число очков;
  • размер поощрения находится умножением денежной стоимости на количество очков каждого преподавателя.
Стимулирующие выплаты педагогам: порядок начисления

Порядок начисления стимулирующих выплат

Выплаты осуществляются в соответствии с внутренним распределением согласно уставу учебного заведения, где имеется информация о налоговых вычетах с зарплаты и премиальной части.

Относительно сельских школ существует такое же финансирование для поощрительных доплат педагогам. Фонд выделяется из бюджетной части сельского поселения.

Особенности оплаты труда педагогических работников, применение надбавок и стимулирующих выплат

При поступлении денежных средств непосредственно на баланс школы руководитель занимается распределением надбавки между педагогами. В случае обнаружения нерационального использования денег на поощрительные доплаты из бюджета района педколлектив может обращаться в Министерство образования с вопросом об урегулировании нарушения.

Предлагаем ознакомиться  Шаверма бизнес план подробный

Целью социальных поощрений для педагогических кадров является активизация их, побуждение к повышению уровня знаний, интереса к учебе своих учеников. К тому же эта мера позволяет надеяться не на малый оклад, а на хорошую достойную зарплату.

Педагоги, работающие в детских садах или в младших классах и подготовительных группах, также могут получать дополнительные выплаты как вознаграждение. Право на получение денежных доплат предоставляется по итогам проводимых детских мероприятий, по количеству организованных кружков для детей, по занятости учителя на факультативах, в разработке программ обучения.

Примерный расчет размера надбавки произвести невозможно, поскольку в каждом учреждении будет разная стоимость баллов, начисленных за эффективность труда. Работнику, желающему произвести расчет причитающихся ему денег, стоит найти в коллективном договоре или в локальном нормативном документе об оплате труда, опубликованном на сайте учреждения, методику подсчета размера стимулирующих выплат и подставить в формулы свои значения.

Чаще всего методика расчета проста: количество начисленных за эффективности работы баллов нужно умножить на стоимость одного балла. Параметры устанавливаются специальной комиссией в каждом учреждении отдельно. 

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.

Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Особенности оплаты труда педагогических работников, применение надбавок и стимулирующих выплат

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена, что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Получают ли выплаты при совмещении и замещении

Особенности оплаты труда педагогических работников, применение надбавок и стимулирующих выплат

Доплата за совмещение профессий или должностей устанавливается соглашением сторон в каждом конкретном случае отдельно. Отсутствие соглашения работника с работодателем об определении размера доплаты за совмещение можно расценить как нарушение работодателем трудового законодательства.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, например, работ различной квалификации, совмещении профессий или должностей, работнику полагаются компенсационные выплаты. Минимальные и максимальные размеры доплаты за совмещение профессий (должностей) не предусмотрены, но работодатель должен обеспечить одинаковую плату за труд равной ценности.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, в любом случае не может быть ниже МРОТ, а работникам, отработавшим неполный месяц, доплата за совмещение начисляется пропорционально отработанному времени.

В должностных инструкциях отдельных категорий работников может быть предусмотрено, что в период отсутствия другого работника со схожими трудовыми функциями они исполняют его обязанности. В таком случае дополнительный труд не оплачивают. Это правило действует в том случае, если работник ознакомлен с инструкцией и на ней есть его подпись.