Как температура влияет на эксплуатационные качества зимней шины

В период смены сезонов наблюдается одна интересная метеорологическая особенность: когда термометр показывает 5 градусов и меньше, то осадки, какой бы их вид не был указан в прогнозе синоптиков, как правило, уже идут в виде снежных и ледяных крупиц.

А это говорит о том, что гололедица не заставит себя ждать. Так что водителям стоит быть очень внимательными к состоянию дорожного полотна, особенно по утрам, чтобы успеть сменить резину вовремя.

Ездить на автомобиле с летней резиной по асфальту, покрытому ледяной корочкой, запрещено. В свою очередь зимний комплект шин будет уместен только при 5 градусах по Цельсию и ниже.

В зимний период разрешается пользоваться только зимней резиной. Также можно устанавливать шипованные или всесезонные шины, которые промаркированы буквами «M S», «M {amp}amp; S» или просто «M S». При этом должно соблюдаться обязательное условие: глубина протектора составляет не меньше 4 мм.

В законах предусмотрено, что минимальный обязательный срок эксплуатации зимней резины составляет три зимних месяца: декабрь, январь и февраль. При этом власти каждого отдельного региона могут его продлевать, к примеру, добавив ноябрь или март. Уменьшить же этот период местные чиновники не имеют права.

Сотрудники ДПС обращают внимание: в соответствии с правилами дорожного движения запрещается одновременно устанавливать шипованную и нешипованную резину на транспортное средство. Такая комбинация может стать причиной непредсказуемого поведения автомобиля во время движения.

Нарушение за зимнюю резину

Запрещено также эксплуатировать ТС, если на одной оси стоят автошины, которые отличаются по размеру, типу, рисунку протектора или степени изношенности. Последний критерий требует особенно внимательного отношения.

Каждый водитель должен знать, что наилучшее значение для глубины протектора зимней резины составляет 8 мм. В случае его уменьшения хотя бы на 2 мм тормозной путь становится длиннее на 20%, а если глубина протектора снижается до 4 мм – то на целых 70%.

1. Когда надо переобуваться?

«в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств {amp}lt;�…{amp}gt;, не укомплектованных зимними шинами {amp}lt;�…{amp}gt;. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств». Таким образом, смена летних шин на зимние обязательна как минимум на период с декабря по февраль.

Однако на практике руководствоваться в вопросе переобувки стоит не только законом, но и логикой. Пороговая температура, при которой летние шины полностью сохраняют свои сцепные свойства, обычно составляет около 5-7 градусов. То есть, ждать заморозков и тем более первого снега не нужно: когда среднесуточная температура опустится ниже 5-7 градусов, стоит превентивно сменить шины на зимние.

2. Как понять, годятся ли имеющиеся зимние шины еще на сезон?

На этот вопрос тоже помогут ответить и закон, и здравый смысл. Во-первых, требования к зимним шинам установлены в ПДД – они указаны в приложении, содержащем перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно ему, запрещена эксплуатация автомобиля на зимних шинах, у которых остаточная глубина рисунка протектора составляет не более 4 мм.

Здесь же указано, что нельзя ездить на шинах, которые имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины. То есть, любая из этих проблем сразу переводит ваши шины в разряд «нелегальных», и понять это легко еще до их установки на автомобиль.

При этом езда на шинах с перечисленными выше проблемами не только запрещена, но и наказуема: за их эксплуатацию можно получить штраф. Часть 1 статьи 12.5 КоАП указывает, что «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена {amp}lt;�…{amp}gt;

Ну а помимо условий, установленных законодательно, при оценке состояния имеющихся шин стоит прислушаться и к голосу разума. Если в шипованных шинах почти не осталось шипов, это не превращает их в «липучку»: несомненно, их специфика с мягким компаундом, глубоким протектором и большим числом поперечных ламелей в чем-то едина, но фрикционные шины все же имеют более мягкий состав, больше ламелей и в целом разрабатываются с учетом отсутствия шипов.

3. Какие шины выбрать – шипованные или «липучку»?

Ответ на вопрос о выборе между шипованными и неошипованными шинами зависит прежде всего от условий эксплуатации, и еще немного – от личных предпочтений. О том, что такое «липучка», мы рассказывали подробно

Какие существуют штрафы за резину не по сезону

, но здесь повторим основные тезисы. «Липучка», или фрикционная шина, обеспечивает сцепление с поверхностью за счет более мягкого состава резиновой смеси и большего, чем у шипованных шин, числа тонких поперечных ламелей. Такая шина оптимально работает на рыхлом снегу и в условиях крупных городов, где дороги поливают реагентами или посыпают солью.

Шипованные шины имеют свои плюсы: они лучше работают в условиях минимального сцепления с поверхностью, то есть, на льду и укатанном снегу. Рыхлый снег для них – тоже не помеха, но там преимущества шипов уходят на второй план. А вот при переходных околонулевых температурах или при оттепели, когда скользкая дорога покрыта тонким слоем воды, они окажутся значительно эффективнее фрикционных – потеря сцепления будет частично нивелирована шипами.

Резюмируя все эти особенности, можно дать примерные рекомендации. Если вы живете в крупном городе, где дороги чистят и обрабатывают противогололедными реагентами, и при этом почти не ездите по загородным трассам, которые хуже чистятся и зачастую покрыты наледью, то вам больше подойдет «липучка». О ней же можно задуматься, если вы ваш регион отличается очень холодными зимами – надо лишь убедиться, что вы выбрали «скандинавскую липучку»

, а не «европейскую». Ну а если лед и плотно укатанный снег на дорогах вы встречаете регулярно, а экстремальные морозы – куда реже, то логичнее выбрать шипованные шины. Они же более предпочтительны, если вы регулярно ездите на межгород – обледенелая дорога требует перестраховки в виде металлических шипов, да и перепады температур в дальних поездках возможны.

Предлагаем ознакомиться  Имеют ли право на наследство внебрачные дети

4. Как читать маркировку и на что обратить внимание

Вся необходимая информация об условиях эксплуатации, допустимых нагрузках, размерах и других параметрах указана на шине в виде буквенных, цифровых или графических обозначений. Но в целом для автомобилиста важны лишь несколько: индекс скорости, нагрузки, типоразмер и сезонность. Здесь обязательно стоит следовать рекомендациям производителя – все допустимые варианты прописаны в сервисной книге конкретного автомобиля.

Рассмотрим основные обозначения на примере зимних шипуемых шин Viatti Bosco Nordico с асимметричным рисунком протектора типоразмера 215/65R16 98T. Значение 215 – ширина шины в миллиметрах, 65 – высота шины в процентах от ее ширины, R – радиальный тип конструкции, 16 – посадочный диаметр в дюймах. Параметры 98 и T (индекс несущей способности и категория скорости) означают, что шина выдержит нагрузку 750 кг при максимально допустимой скорости в 190 км/ч.

На шинах также должны быть обозначения, подтверждающие их пригодность к эксплуатации в зимний сезон – значок в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также буквы «М S», «M{amp}amp;S» или «M S». Это же касается моделей с расширенным температурным диапазоном использования или, как их еще называют, «всесезонок».

Если выбранная модель имеет ассиметричный рисунок протектора, то на боковине протектора есть дополнительная маркировка: метки INSIDE и OUTSIDE означают внешнюю и внутреннюю стороны, соответственно. Такие шины устанавливают согласно этим обозначениям. Это важно, так как стороны обладают разными свойствами, и правильный шиномонтаж гарантирует безопасность и комфорт во время езды.

Нарушение за зимнюю резину

5. Покупать ли на зиму более узкие и высокопрофильные шины?

Даже те, кто меняет шины на единственном комплекте дисков, не говоря уже о тех, кто покупает для зимы отдельный комплект, зачастую меньшего диаметра, задаются вопросом: какой размерности зимние шины предпочесть? Вон, в ралли все ездят на узеньких «докатках», да и цена шин с увеличением профиля, как правило, уменьшается – а уж шины меньшего диаметра почти гарантированно оказываются дешевле.

Насколько законной является езда на шинах, не соответствующих сезону

Согласно нормам, заложенным в Техрегламенте Таможенного союза, ездить зимой на летних покрышках запрещено, как и летом на зимних. Это требование содержится в пункте 5.05, приложение 08 Техрегламента. В этом же документе устанавливаются чёткие временные рамки, которыми зима ограничивается декабрём-февралём, а лето, соответственно, только летними месяцами.

Здесь же говорится о том, что регионы могут изменять эти временные рамки в соответствии с местными климатическими условиями, но только в сторону увеличения сроков запрета.

Для северных территорий такая норма выглядит вполне оправданной. Но в южных областях страны использование зимней резины на протяжении большей части зимы может вообще не потребоваться ввиду отсутствия снежного покрова.

Если говорить о лете, то в это время года нельзя ездить на резине, укомплектованной противоскользящими металлическими шипами, что тоже вполне логично, ибо такие шины приводят к ускоренному износу дорожного полотна. Да и ездить на таких покрышках по асфальту – удовольствие не из приятных.

Езда на летних шинах зимой

Впрочем, зимняя резина отличается от летней далеко не только наличием шипов – это и другой рисунок протектора, и, естественно, качественно иной состав покрышки. Но если следовать букве закона, то имеем то, что имеем.

Кстати, несмотря на то, что Техрегламент допускает изменение сроков запрета, на начало 2018 года ни один регион такой возможностью не воспользовался. Но если такое где-нибудь и произойдёт, как рядовому автолюбителю об этом узнать?

Скорее всего, эти изменения будут отражены либо на уровне регионального законодательства, либо через постановление органов местного самоуправления.

Штраф за летнюю резину зимой

И вот здесь нас ожидает первый парадокс – несмотря на наличие запрета, каких-либо штрафных санкций за несоблюдение данной нормы не предусмотрено.

Дело в том, что запрет налагается через Техрегламент, а за штрафы отвечает Админкодекс РФ. То есть при наличии наказания КоАП, как федеральный, так и региональные, должен ссылаться на исходящий нормативный документ, то есть на Техрегламент ТС. Но в Админкодексе содержится отсылка на него только в одном случае, и касается он запрета езды на ТС с тонированными стеклами. Никаких других штрафных санкций за нарушения, описанные в ТР, вы найти не сможете.

Предлагаем ознакомиться  Договор дарения доли в доме ребенку

То есть де-юре вас наказать за езду зимой на покрышках летнего кроя не могут, хотя на вопрос, можно ли ездить зимой на летней резине, имеется отрицательный ответ.

Тем не менее многие автовладельцы жалуются, что штрафы им всё же выписывают. Но оказывается, что не совсем в контексте вышеописанного запрета. То есть это действительно наказание за езду зимой на несоответствующей требованиям закона резине, но дело касается исключительно остаточной глубины протектора.

Размер штрафа за подобное нарушение по сегодняшним меркам небольшой – 500 рублей. Для нерадивых автовладельцев было бы не лишним освежить память в отношении разрешённого размера протектора, что мы и делаем:

  • для ТС, относящихся к категории L, ОГП должен быть не менее 8 мм;
  • для ТС категорий N2/N3, O3/O4 ОГП составляет 0 мм;
  • для ТС O1/O2, M1, N1 ОГП минимальная ОГП составляет 6 мм;
  • для ТС категорий M2/M3 допустимая глубина протектора – 0 мм.

Приведённые выше нормы действуют в отношении летних покрышек. Зимой же эта норма для категории М1 (легковые авто) увеличивается до 4 миллиметров, если на шинах отсутствует индикатор износа.

Езда на зимних шинах летом

Так что если вас наказали за езду на несоответствующей сезону резине, следует трактовать это только в ракурсе нарушений, связанных с изношенной резиной. И если в протоколе данный факт не отражён (и не зафиксирован инспектором другим способом) – смело можете подавать апелляцию.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • летом запрещено ездить на шипованных покрышках;
  • зимой допустимо использовать только зимние, маркированные аббревиатурой «М S»/«M{amp}amp;S»/«M S» и/или символом снежинки. При этом резина может быть как шипованной, так и не иметь шипы;
  • сроки действия запрета могут быть увеличены местными властями, но уменьшать их они не имеют права.

Что касается того, когда следует менять летнюю резину на зимнюю, закон говорит следующее:

  • переходить на летние покрышки следует в марте, и ездить на них до ноября;
  • обуваться в зимнюю шипованную резину можно в сентябре, а снимать – в мае;
  • нешипованные зимние покрышки допустимо использовать круглогодично.

В последнее время в продаже появились так называемые «липучки» – покрышки со специальными бороздками, вбирающие в себя излишки влаги, благодаря чему такая резина на мокрой (не заснеженной и не обледеневшей) дороге не скользит, как бы прилипая к дорожному полотну.

Если на такой резине имеется вышеописанная зимняя маркировка, то её смело можно считать зимней. Соответственно, ездить на ней зимой тоже можно, если ОГП не меньше 4 мм.

Так что штраф за летнюю резину зимой российскими правовыми нормами не предусмотрен, но сохранится ли такое положение вещей в дальнейшем – неизвестно.

Положение Таможенного союза о запрете использования летней резины в зимнее время года было утверждено еще два года назад, но в Административном кодексе оно до сих пор не нашло своего отражения. Т.е. формально никаких наказаний и штрафов за нарушение требования к срокам установки зимнего комплекта шин не предусмотрено.

Однако водители не должны забывать, что сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф за изношенную резину, который на данный момент составляет 500 рублей, либо же, в лучшем случае, сделать простое предупреждение.

Таким образом, уже с начала декабря все автомобили на российских дорогах должны быть «переобуты». Но, скорее всего, погодные условия заставят автомобилистов поменять резину на зимнюю гораздо раньше

Власти уже давно пытаются ввести наказание за использование несезонных шин, однако на данный момент этого не произошло. Но расслабляться не стоит, ведь правоохранительные органы могут назначить наказание по другой статье.

Закон о зимней резине: принят или нет

Всесезонные шины для авто

Требования и рекомендации Технического регламента Таможенного союза, в которых говорится о безопасном использовании колесных ТС, начали действовать еще в 2020 году. В частности они содержат пункты с обязательными требованиями к резине.

По указанной информации на автомобилях должна быть установлена зимняя резина в течение всего зимнего периода (3 месяца), а летом, соответственно, летняя. Зимний период – это время с 1 декабря по 1 марта (в некоторых регионах Российской Федерации срок может быть увеличен), а летний – с 1 июня по 1 сентября.

При этом на данный момент ни о каких наказаниях за неисполнение этого требования в законах РФ не говорится. Законопроект о введении штрафов за езду на летних шинах в зимний период был подан в Госдуму еще осенью 2020 года, но он до сих пор находится в «подвешенном состоянии».

Наказание за езду летом на чисто зимней резине

Тот факт, что существует запрет на езду с июня по август на зимней резине, мы уже знаем. А как насчёт наказания за нарушение этой нормы?

В ПДД эта тема не оговаривается вообще. В этом основном для водителя документе регламентируется только состояние автомобильных покрышек, и какие их комбинации допустимы на многоосных транспортных средствах.

Запрет на использование летом шипованных шин содержится всё в том же Техрегламенте. Однако на шинах, маркированных как зимние, но без шипов, в жаркое время года ездить можно.

Как и в случае с зимним запретом, изменения Техрегламента в части увеличения сроков действия запрета могут вноситься региональными властями и действовать на территории соответствующего региона. На данный момент таких расширений не зафиксировано ни в одной территориальной единице, но в будущем подобные изменения могут вызвать большие неудобства для водителей, осуществляющих межрегиональные перевозки ли просто для путешествующих по стране, поскольку они должны быть в курсе таких запретов.

К счастью, на сегодня штрафных санкций за подобное нарушение нет. И если вас остановит работник ГИБДД и выпишет штраф, указав на нарушение буквы закона, прописанной в Техрегламенте, попросите его сослаться на КоАП, который регламентирует все штрафы и наказания за админнарушения. Инспектор не сможет этого сделать, поскольку подобной статьи в Админкодексе не существует.

Впрочем, здесь имеется один небольшой нюанс, которым гибддшник и постарается аргументировать свой решение.

Предлагаем ознакомиться  Нарушение прав сирот

В статье 12.05 (часть 01) КоАП говорится о возможности наложения штрафа в размере пятисот рублей за езду на несоответствующих ПДД покрышках. Однако в Правилах прямого запрета нет, поэтому вы можете смело указать на эту коллизию инспектору и не подписывать протокол.

Есть и другой нюанс, который поможет вам избежать наказания. Дело в том, что зимними считаются шины, маркированные изображением снежинки или комбинациями букв «M» и «S». Если они отсутствуют, то такая шина не считается зимней. Даже если на ней присутствуют противоскользящие шипы.

Однако наказание за езду на несоответствующей ПДД резине имеются, поэтому перечислим эти случаи:

  • нельзя ездить зимой на резине, протектор которой имеет глубину менее 4.0 мм (при этом не имеет никакого значения, что вы эксплуатируете зимнюю покрышку летом). Данное требование распространяется только на шины без индикатора износа, а на большинстве современных изделий такой индикатор присутствует – в этом случае запрет касается превышения глубины, указываемого индикатором;
  • запрещено ездить на шинах, имеющих повреждения (разрывы, порезы, отслоения резины, выход металлического корда на поверхность);
  • при несоответствии покрышки по величине нагрузки или индексу скорости величинам, установленным для данной модели авто;
  • если на одном ТС установлена как шипованная, так и нешипованная резина.

Во всех этих случаях размер штрафа – 500 рублей.

А теперь рассмотрим нетривиальный случай – когда вы летом ездите на зимних покрышках с соответствующей маркировкой, но шипы на ней отсутствуют или истёрлись до основания. В этом случае запрет не действует, как и в отношении шин-липучек, которые не комплектуются противоскользящими шипами в принципе.

И ещё немножечко дёгтя. Итак, вы знаете, что запрет на использование в летние месяцы шипованных шин существует, но наказания за это не предусмотрено. Вы смело колесите на такой машине, но однажды вас останавливает инспектор ГИБДД и штрафует… за отсутствие на стекле знака «Шипы». Так что если вы относитесь к категории бережливых или упрямых водителей, возьмите это себе на заметку.

Где поменять резину на машине

Когда надо менять резину на зимнюю, то обращение к нам — наиболее разумный вариант. Обычно меняем или шипуем покрышки за 15-30 минут. Устанавливаем резину профессионально и качественно, по цене от 900 рублей (стоимость может меняться в зависимости от сложности и обстоятельств). Все работы выполняются при помощи подъемника.

Чтобы поменять автошины на зиму, позвоните нам по телефону, указанному на странице, или приезжайте к нам по адресу: ул. Кантемировская, 39Д с 10:00-19:00.

Требования к зимней резине

Чтобы избежать проблем с правоохранителями, необходимо покупать качественные шины, соответствующие определенным параметрам.

Согласно техническому регламенту, авторезина должна иметь:

  • глубокий протектор (не менее 4 мм);
  • особую маркировку в виде снежинки;
  • целые диски;
  • одинаковые шипы;
  • полный комплект креплений.

Очень важно, чтобы покрышки не имели никаких повреждений, трещин и изъянов. Если всесезонная авторезина обладает подходящими характеристиками, ее можно не менять.

На какие диски лучше ставить зимнюю резину

Зимние шины подразделяются на “скандинавские” и “европейские” по рисунку протектора.

Типы протекторов

У “скандинавского” типа резины рисунок более разрежен, с большим числом расположенных в шахматном порядке маленьких ромбовидных шашечек. Расстояние между шашечками существенное. Благодаря этому протектор легко проталкивает верхнюю поверхность льда, и очищается от грязи и снега безо всяких усилий. Максимальное сцепление на заснеженной трассе — главное достоинство таких шин.

Главной особенностью резины “европейского” типа является диагональное построение рисунка с множественными водоотводными каналами и большим количеством малых прорезей. Цель таких шин — обеспечение максимального сцепления с поверхностью дороги во время дождевой и мокрой погоды, а также при мокром снеге.

Если зима малоснежная и мокрая (страны Центральной и Южной Европы, южные регионы РФ) — следует останавливать свой выбор именно на шинах европейского типа. Но нужно помнить — лед такой резине противопоказан. Практически всегда на шинах европейского типа присутствует маркировка «M S»., что означает снег и грязь.

При выборе необходимо учитывать условия эксплуатации автомобиля. Большинство автомобилистов считает, что штамповка показывает себя лучше, чем литье. На самом деле, особенности есть у обоих вариантов.

Недостатки штамповки:

  • Большой вес. Колеса утяжеляются, машина становится менее проходимой, возрастает расход топлива.
  • При ударах такой тип быстрее деформируется.
  • Штампованные диски разъедаются солями и химическими реагентами.

Недостатки литья:

  • Более высокая стоимость.
  • Сложность подбора замены в случае поломки.
  • При сильных ударах диск не деформируется, а трескается, и починить его уже невозможно.

Исходя из этого, делается выбор. Есть и альтернативный вариант — кованые диски, довольно прочные, устойчивые к морозам и поддающиеся ремонту. Однако их цена еще выше, чем у литья.