Насколько законно изменение тарифа в одностороннем порядке методом оповещения?

МНЕНИЕ

Кристина Колесник

Кристина Колесник, адвокат палаты г. Москвы, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата:

«К сожалению, при изменении тарифа сотовым оператором в одностороннем порядке закон не на стороне абонента. В частности, сразу несколько пунктов Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) позволяют им сделать это. Подп. «е» п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342, далее – Правила) всего лишь обязывает оператора извещать абонента об изменении тарифных планов не позднее, чем за 10 дней до этого. А сделать это позволительно даже через свой официальный сайт. То есть даже необязательно путем смс-оповещений. А часто ли абоненты заглядывают на сайты своих операторов? Конечно же, нет. А потому повышение тарифа может стать для них сюрпризом и это будет законно.

К тому же п. 1 ст. 44 Закона о связи гласит, что операторы оказывают услуги связи на условиях, заключенных с абонентами договоров. А потому норма о том, что оператор сам может изменять тариф, в том числе и в сторону повышения стоимости, как правило, дублируется и в договорах тоже. Подписывая соглашения, абонент уже согласился с таким условием и потому оспорить его в дальнейшем будет сложно».


МНЕНИЕ

Илья Рейзер

Илья Рейзер, адвокат палаты г. Москвы, руководитель проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы:

«Указание сотовыми операторами в договоре с абонентами возможности одностороннего изменения существующей тарифной политики открыто нарушает действующее российское законодательство. Исходя из обзора судебной практики, можно сделать вывод, что такое изменение незаконно.

Так, в сентябре 2013 года в Роспотребнадзор обратился Х. с заявлением о нарушении его прав при оказании услуг ОАО «Мегафон», а именно, что сотовый оператор в одностороннем порядке увеличил стоимость услуг по тарифному плану «ISIC ЛАЙТ». Суд встал на сторону клиента и в решении Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 июня 2014 г. по делу №А56-13250/2014 был сделан вывод о том, что сотовые операторы не имеют права изменять существующие тарифы в одностороннем порядке. В случае произошедшего изменения они обязаны в 10-дневный срок возвращать остаток заплаченного аванса по требованию абонента сети.

Вывод о недопустимости изменения тарифов в одностороннем порядке был сделан и Девятым апелляционным Арбитражным судом г. Москвы от 6 августа 2013 г. по делу № 09АП-20869/13.

Также следует отметить, что п. 116 Правил подразумевает, что оператор связи должен обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение пяти дней с даты выставления этого счета. СМС-сообщение назвать доставкой счета нельзя, так как телефон абонента просто может выключен, наконец, абонент не обязан читать все приходящие сообщения».


МНЕНИЕ

Владимир Гончаров

Владимир Гончаров, адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края:

«Хочется акцентировать внимание на разности понятий «изменений условий в рамках одного тарифа» и «изменение тарифа». Существуют Правила, где под тарифным планом понимается «совокупность ценовых условий, на которых оператор предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи». В случае перемены условий в рамках одного тарифа операторы сотовой связи очень аккуратно меняют тарифную сетку. Изменения цен в рамках одного тарифа редко прописаны в условиях договора по оказанию услуг связи. А потому сотовые кампании идут другим, менее опасным в юридическом смысле путем. Они меняют непосредственно сам тариф: изменяется его название, список предоставляемых услуг и, соответственно, их стоимость. Поэтому, чаще всего абоненту приходит смс-уведомление с текстом такого рода: «Ваш тариф переносится в архив, взамен будет предоставлен новый с названием «Таким-то», с ценами на услуги можете ознакомиться на сайте в личном кабинете».

П. 24 Правил называет сотовую связь «подвижной связью». Эта же норма гласит, что кроме размещения информации о смене тарифов на официальной странице сотового оператора в Интернете, дополнительно — хочу это подчеркнуть — с таким размещением направляется смс-уведомления. Если не произошло одновременного размещения информации на сайте и отправки уведомлений – это будет нарушением».


МНЕНИЕ

Кристина Колесник

Кристина Колесник, адвокат палаты г. Москвы, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата:

«Все-таки конкуренция на рынке сотовой связи велика, поэтому операторы борются за количество своих клиентов. А потому я бы советовала все-таки после повышения тарифа в одностороннем порядке попробовать получить компенсацию во внесудебном порядке, то есть начать с написания претензии. Сделать это, например, можно через личный кабинет на официальном сайте оператора. В претензии необходимо изложить, почему вы не согласны с повышением тарифа. Можно привести точные или приблизительные подсчеты того, насколько теперь увеличились расходы. Также нужно обосновать, почему именно этот тариф, по которому произошло повышение, удобен абоненту и почему он не хочет с него уходить. Можно «пригрозить» тем, что абонент уйдет к другому оператору. На рассмотрение такой претензии законодатель отвел срок в 30 дней (п. 7 ст. 55 Закона о связи). Скорее всего, оператор сотовой связи предложит подобрать другой тарифный план, но есть шанс, что для того, чтобы не потерять клиента, они одновременно возместят требуемую компенсацию.

Добиться компенсации через суд можно только в том случае, если об изменении тарифа абонент не был уведомлен за 10 суток до изменения (подп. «е» ст. 24 Правил)».


МНЕНИЕ

Илья Рейзер

Илья Рейзер, адвокат палаты г. Москвы, руководитель проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы:

«При обращении абонента с жалобой в Роспотребнадзор, как правило последние в рассматриваемом случае заводят дело об административном правонарушении. При последующем рассмотрении жалобы в судебном порядке суды, часто ссылаются на нормы ГК РФ. В ст. 310 ГК РФ «Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства» содержится запрет на односторонний отказ от выполнения обязательств или одностороннее изменение условий договора. В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон. Таким образом, действия операторов сотовой связи прямо противоречат существующему законодательству Российской Федерации, а шансы выиграть дело у абонента достаточно высоки».

Предлагаем ознакомиться  Как спилить дерево, не нарушая закон

МНЕНИЕ

Татьяна Серегина

Татьяна Серегина, адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов, член Адвокатской палаты Московской области:

«Теоретически, обжаловать действия оператора сотовой связи возможно. Правда, для этого нужно досконально изучить заключенный договор на оказания услуг сотовой связи и попробовать найти в нем слабое место. Если же договор касаемо пункта об изменении тарифов составлен безупречно, оспорить действия оператора будет проблематично.

Если абонент все-таки решился обратиться в суд с иском, он должен будет доказать, что изменение тарифа произошло не только без его ведома, но и то, что он не имел возможности его сменить на другой оперативно, а также то, что новый тариф существенно нарушил его права и ухудшил условия пользования сотовой связью».


МНЕНИЕ

Владимир Гончаров

Владимир Гончаров, адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края:

«Сотовые операторы не то, чтобы боятся, но не любят жалоб в различные инстанции. А потому жаловаться можно и нужно: и самому сотовому оператору, и в Роспотребнадзор, и в прокуратуру, и на крайний случай – в суд. Конечно, из-за 100-200 руб. в месяц тратить время и нервы не стоит, но из-за больших сумм – почему бы нет? Учитывая, что закон и хитро составленный договор чаще всего на стороне сотовых операторов, тут как повезет. Компания может отказать в претензии, а может и согласиться вернуть деньги. На практике чаще всего предлагаются в качестве компенсации различные бонусы типа «100 минут внутри сети бесплатно» или «несколько гигабайт Интернета бесплатно», что тоже неплохо».


Насколько законно изменение тарифа в одностороннем порядке методом оповещения?

Федеральный закон N 126-ФЗ «О связи» был принят Государственной Думой России и одобрен Советом Федерации РФ в июне 2003 года.

Закон регламентирует правовые аспекты деятельности сотовых операторов, интернет-провайдеров и других организаций и служб, работа которых связана с предоставлением связи. Распространяется действие закона на агентов, действующих на территории РФ, а также находящихся под юрисдикцией нашей страны. Закон прописывает полномочия государства в сфере контроля и надзора за деятельностью в сфере связи, а также права и обязанности участников и лиц, пользующихся услугами (клиентов).

Вам будет интересно: ФЗ 184 с последними изменениями 2018 года.

Структурно закон представлен 13-ю главами, включающими в себя 74 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив основные аспекты и тезисы:

  • Глава 1. Общие положения: цели закона, основные понятия, сфера действия, профильное законодательство;
  • Глава 2. Основы деятельности в области связи: собственность на сети и средства, организация размещения сооружений, защита сетей и оборудования, строительство и использование линий связи в приграничных районах, земли связи;
  • Глава 3. Сети связи: федеральная, единая сеть электросвязи, общего пользования, выделенные, технологические специальные и почтовые сети связи;
  • Глава 4. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие: право на присоединение, требования, порядок, особенности присоединения для операторов общедоступных телевизионных и радиоканалов, эфирная наземная трансляция, стоимость услуг по присоединению;
  • Глава 5. Государственное регулирование: использование и распределение радиочастотного спектра, выделение полос и присвоение каналов, контроль за излучениями, тарификация услуг связи;
  • Глава 6. Лицензирование и оценка соответствия: требования к заявлению и порядок его рассмотрения, торги, срок действия лицензии, отказ в выдаче, переоформление, изменение, приостановление, возобновление и аннулирование лицензии, реестр, сведения о вещателе, транслирующем телевизионные и радиоканалы через оператора связи, выдача и аннулирование сертификатов, подтверждение и декларирование соответствия;
  • Глава 7. Услуги связи: особенности предоставления их гражданам, рассылка по сети радиотелефонной связи, обязанности операторов, льготы, использование языков и алфавитов, учетное и отчетное время сети, служебная электросвязь, особенности предоставления услуг обеспечения трафика для нужд государства и муниципальных учреждений, вызов экстренных служб, информационные базы оператора, оплата, жалобы, претензии и порядок их рассмотрения;
  • Глава 8. Универсальные услуги: оператор универсального обслуживания, резерв и его формирование, расходование средств резерва;
  • Глава 9. Защита прав пользователей: права клиентов, условия конфиденциальности, особенности, связанные с проведением оперативных мероприятий и иных следственных действий;
  • Глава 10. Управление сетями в условиях ЧС или ЧП: правила управления, приоритетное использование;
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства РФ;
  • Глава 12. Международное сотрудничество: регулирование, ввоз в Россию и вывоз из страны радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  • Глава 13. Заключительные положения: применение, порядок вступления закона в силу.

Будучи актуальным и востребованным, настоящий закон многократно подвергался изменениям — только за 2017 год закон редактировался трижды. Последние поправки, внесенные в закон, датируются июлем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Последние изменения

Со вступлением в силу Федерального закона N 193-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О безопасности критической информационной структуры РФ»‎ в июле 2017 года, рассматриваемый закон ФЗ-126 претерпел следующие изменения:

  • Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» была дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок подготовки и использования ресурсов данной сети в целях обеспечения функционирования значимых объектов критической инфраструктуры утверждается Правительством России;
  • Пункт 1 статьи 46 об обязанностях операторов связи был дополнен новым абзацем, который гласит, что при установке в сети электросвязи, которая используется для взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры РФ устройств для отслеживания хакерских атак, необходимо обеспечивать порядок, технические условия монтажа и использования таких средств, установленных законом 2017-го года ФЗ-187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры».
Предлагаем ознакомиться  Семейная ипотека с государственной поддержкой в 2020 г. новости

Рассмотрим подробнее содержание отдельных статей закона.

Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» в части 1-ой гласит, что такая сеть включает в себя следующие категории:

  • Сети общего пользования;
  • Выделенные;
  • Технологические;
  • Специальные, а также сети, использующие для передачи данных электромагнитные системы.

Ч. 2 ст. 12 закона ФЗ-126. Для сетей, входящих в состав единой сети электросвязи России, федеральный исполнительный орган прописывает: 

  • Порядок взаимодействия и (в отдельных случаях) централизованного управления;
  • Требования к проектированию, монтажу, использованию, управлению, нумерации, используемому оборудованию, обеспечению устойчивой работы, защите от несанкционированного вторжения, а также порядку ввода сетей в эксплуатацию. Содержание требований разнится в зависимости от категории сети и не распространяется на выделенные и технологические сети, не подключенные к общей, а также к сети специального назначения;
  • Метрологические требования по соблюдению положений и правил, установленных законодательством об обеспечении единства измерений. Предъявляются данные требования как к оборудованию связи, так и к используемым средствам изменения.

Предъявляемые к сетям требования согласуются с Федеральной службой безопасности (с 2010 года). Операторы всех категорий обязаны создавать системы управления своими сетями в соответствии с установленным порядком взаимодействия (ч. 3 статьи 12).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Лицензия. Предпринимательская деятельность, заключающаяся в оказании услуг связи населению, может осуществляться исключительно на основании лицензии (ч. 1 ст. 29 закона).

Согласно ч. 1-ой статьи 33, лицензия может выдаваться на срок от 3-х до 25-ти лет (по заявлению соискателя срок может составить менее 3-х лет).

Мобильные операторы нарушающие закон о связи

Таким образом, период действия лицензии зависит от:

  • Срока, указанного заявителем;
  • Содержания услуг;
  • Решения госкомиссии, если запрашиваемая лицензия выдается для оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра;
  • Технических особенностей (ограничений и условий), связанных с присоединением и взаимодействием сетей электросвязи.

Срок действия может быть продлен по заявлению как на первоначально указанный срок, так и на больший, не превышающий сроки, указанные выше. Заявление о продлении следует подавать не ранее, чем за 6 и не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока действия лицензии. Необходимые для этого документы указываются в ст. 30 закона.

В случае, если на момент подачи и рассмотрения заявления, существуют обнаруженные и не устраненные нарушения условий лицензии, в продлении может быть отказано.

Оказание услуг связи (статья 44 закона о связи).

Такие услуги оказываются на основании соответствующих договоров. Для их оформления оператор или его представитель обязан использовать: помещения, находящиеся в собственности или аренде, либо оборудованные торговые точки в торгово-развлекательных центрах, стационарных торговых объектах.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых зонах запрещено. Исключение сделано для специально оборудованных подвижных торговых точек, располагаемых в транспортных средствах.

Внимание! С 1 июня 2018 года такое послабление будет распространяться также на мобильных операторов, заключающих договора через интернет, если личность физического лица (клиента) прежде была установлена очно. Также пункт первый будет дополнен положением, которое гласит о том, что услуги подвижной радиотелефонной связи могут предоставляться абоненту только после предоставления оператору достоверных сведений (документов).

Правила оказания услуг абонентам устанавливаются Правительством РФ. Они регламентируют взаимоотношения пользователей и сотовых операторов, порядок идентификации клиентов и используемого ими оборудования, порядок и основания приостановления оказания услуг и расторжения договора, права и обязанности сторон, форму и порядок расчетов за пользование, предъявление и рассмотрение жалоб абонентов, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 закона ФЗ-126).

Мобильный оператор имеет право приостановить оказание услуг в связи с нарушением пользователем установленных настоящим законом правил оказания услуг связи или договором условий, в т.ч. в части оплаты или до устранения нарушения. Если нарушение не было устранено в течение полугода с момента отправки пользователю соответствующего уведомления, сотовый оператор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке — исключения см. в ч. 3 статьи 44 ФЗ-126.

В пункте 4 настоящей статьи прописана возможность сохранения пользователем собственного абонентского номера при переходе к другому мобильному оператору связи (в пределах одного региона), которая появилась у россиян в 2013 году. Для этого клиенту необходимо погасить задолженность по оплате, расторгнуть договор с действующим сотовым оператором и заключить его с другим поставщиком. Стоимость процедуры перехода не может превышать 100 рублей.

Пункт 5 статьи 44  затрагивает вопрос подключения различного рода контентных услуг от сторонних лиц (подтверждение и оплата интернет-покупок, к примеру). Указывается, что оказание таких услуг осуществляется исключительно с согласия абонента. Но прежде сотовый оператор обязан предоставить сведения о тарифах, кратком содержании услуг и о лице их предоставляющем.

От имени оператора связи на основании соответствующего письменного документа, подтверждающего полномочия, вправе действовать отдельные физические и юридические лица. Посредник при заключении договора с клиентом, обязан вносить в него сведения о пользователе, а после — направить 1 экземпляр оператору в течение не более, чем 10 дней. В свою очередь оператор обязан при получении данных сведений провести проверку их достоверности.

Статья 46 об обязанностях оператора. Оператор при осуществлении своей деятельности обязан:

  • Соблюдать законодательство РФ, технические нормы и правила, положения лицензии и договора;
  • Руководствоваться на этапе проектирования, монтажа, реконструкции и ввода в эксплуатацию требованиями нормативно-правовых актов для обеспечения устойчивости и безопасности работы;
  • Соблюдать требования по организационно-техническому взаимодействию с другими сетями в части взаиморасчетов и обязательных платежей;
  • Предоставлять статистику согласно утвержденным форме и порядку;
  • Предоставлять по требованию контрольного органа информацию о техническом состоянии сетей, условиях предоставления услуг, тарифах и таксах, перспективах развития сетей и средств связи;
  • Блокировать пропуск трафика, содержащего рассылку, нарушающую требования закона. В 2018 году блокировать трафик также необходимо будет в связи с запросом органа, ведущего оперативно-разыскные мероприятия или предписанием службы контроля и надзора в сфере СМИ (ФЗ тут:) и массовых коммуникаций в случае неподтверждения в течение 15 дней соответствия персональных данных пользователя заявленным сведениям — в целях предупреждения преступлений с использованием сетей и средств связи.
Предлагаем ознакомиться  Конституция Российской Федерации || Законы которые противоречат конституции рф

Мобильные операторы нарушающие закон о связи

Оператор обязан обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объектам связи (салонам связи, почтовым отделениям) инвалидов — в соответствии с требованиями законодательства в области социальной защиты.

В ч. 2 ст. 46 закона ФЗ-126 перечислены требования к помещению оператора связи, особенностям предоставления услуг людям с ограниченными физическими возможностями.

Оператор обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания своих клиентов.

Часть 4 статьи 46. Теле- и радиовещание. Оператор, работа которого связана с теле- или радиовещанием, обязан на основании заключенного договора и полученной им лицензии осуществлять трансляцию пакета обязательных теле- и радиоканалов. Заключать отдельные договоры с данными каналами не требуется, а трансляция должна производиться в неизменном виде за счет оператора (т.е. бесплатно для абонента).

Напомним, что такой порядок был введен в 2009 году указом Президента России. Всего в пакет входят 3 радиоканала и 20 телевизионных — 10 неизменны, вторая 10-ка определяется согласно результатам конкурса на проведение наземного эфирного вещания с использованием позиций в мультиплексах по всей территории РФ. На 21-ой позиции располагается обязательный телеканал каждого отдельного субъекта страны.

Оператор связи, осуществляющий вещание, не вправе самостоятельно изменять порядок транслируемых каналов, программ и иных материалов без согласования такой возможности с вещателем.

Часть 5 статьи 46. Интернет-провайдер обязан в соответствии с требованиями ФЗ N 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, передаваемой посредством интернета, а также обеспечивать установку в своей сети предоставляемых контролирующим государственным органом технических средств контроля за соблюдением оператором требований, установленных статьями 15.1 — 15.4 указанного ФЗ.

https://www.youtube.com/watch?v=tsargradtv

Части 6 и 7 вновь затрагивают вопрос перехода абонента к другому сотовому оператору. Так, после заключения нового договора, прежний мобильный оператор обязан передать абонентский номер в сеть другого сотового оператора на время, указанное в заключенном договоре. Порядок и сроки передачи прописаны в Приказе Минкомсвязи.

Удачные примеры разрешения подобных конфликтов

МНЕНИЕ

Кристина Колесник

Кристина Колесник, адвокат палаты г. Москвы, аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата:

«В качестве редкого, но положительного примера судебной практики хочется привести дело «Помигуев против Мегафона». Судебные тяжбы длились с 2012 года, точка была поставлена 28 сентября 2016 г. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2013 г. № 09АП-20869/13 по делу № А40-170213/12. Помигуев А. обратился в Роспотребнадзор с жалобой о нарушении Мегафоном его прав при оказании услуг сотовой связи. Вынося решение о штрафе Мегафона, суды всех инстанций ссылались на п. 2 ст. 438 Гражданского кодекса о том, что молчание абонента не является акцептом, то есть безоговорочным согласием с односторонним изменением условий договора (в данном случае – о повышении тарифа). Кроме того, проанализировав сам договор об оказании услуг с абонентом, суд пришел к выводу, что порядок изменения тарифов не соответствует общему порядку изменения договора. А также, что не все могут наглядно посмотреть изменения тарифов через сайт в Интернете (например, в силу возраста). Видимо, с тех пор уведомления теперь стали отправлять в виде смс-оповещений».


МНЕНИЕ

Илья Рейзер

Илья Рейзер, адвокат палаты г. Москвы, руководитель проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы:

«Существует достаточное количество примеров, когда гражданам, решившим защитить свои права и интересы, удавалось это сделать посредством обращения в Роспотребнадзор. В частности, обращение гражданина Х. в отношении ОАО «Мегафон» было сначала рассмотрено Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу. В результате проверки было установлено, что действия компании носили незаконный характер, а навязываемые абонентам компании условия ничтожны.

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга решение Роспотребнадзора поддержал, ссылаясь на нормы гражданского законодательства (решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 июня 2014 г. по делу №А56-13250/2014). Было признано нарушением законодательства и промедление с возвратом абоненту, отказавшемуся от услуг оператора, внесенных в качестве аванса денежных средств. Такое же решение было принято и Арбитражным судом г. Москвы, выявившим в действиях компании – оператора сотовой связи состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». За совершение данного административного правонарушения для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., который налагается на признанную виновной в нарушении прав потребителя компанию».


МНЕНИЕ

Татьяна Серегина

Татьяна Серегина, адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов, член Адвокатской палаты Московской области:

«Несмотря на то, что есть судебная практика, где суд встал на сторону абонента, ВС РФ, рассматривая дело АКП 16-334 от 15 июня 2016 г., отметил следующее. Абонент обратился в суд с иском, считая, что п. 29 Правил противоречат нормам ГК РФ, в частности п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 450 и п. 1 ст. 452. Однако, ВС РФ в иске отказал и посчитал, что оператор может самостоятельно устанавливать и менять тарифы сотовой связи, если иное не установлено Федеральными законами. А Федеральных законов, запрещающих сотовым операторам делать это, нет. Чтобы избежать таких судебных решений, необходимо изучать подписываемый с оператором сотовой связи договор. Наверняка в нем будет отдельный пункт о смене тарифов. Кроме того, и в вышеназванном решении ВС РФ тоже отмечено, что условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи. В ином случае шансы выиграть у сотового оператора в суде очень велики».