Против правил

«Нужна шустрая, хитрая, преданная помощница», «требуется сотрудник со стальными нервами», «будем рады видеть в своей компании человека, способного поставить на дыбы это болото»… Такие формулировки в объявлениях о вакансиях, вместо наскучивших и ничего не выражающих «ответственных» и «коммуникабельных», привлекают внимание и вызывают улыбку на озабоченных лицах специалистов, находящихся в поиске работы.

Однако не все они спешат откликнуться на подобные призывы, закономерно полагая, что подобной безудержной оригинальности будут требовать и от них. Или же что это — всего лишь рекламный трюк, который используют известные дизайнерские студии и рекламные агентства для того, чтобы поддержать свой имидж. «Одно время студия Лебедева размещала вакансии «собутыльников» для менеджера проектов, «суперменеджера» и «супердизайнера».

Тем не менее когда необычная форма соответствует целям, то смельчаки, рискнувшие откликнуться на такое объявление, могут рассчитывать на вполне радушный прием. Проблемы же возникают, когда заявляющая о своей неординарности компания на деле оказывается настолько консервативной и конформистской, что это резко дисгармонирует с формой объявления.

«Один из банков искал системного администратора. Объявление было составлено с помощью сотрудников IT-отдела и получилось необычным и интересным. Многие молодые люди «клюнули» на него, но были отсеяны, так как, по мнению специалистов отдела персонала, не могли вписаться в корпоративную культуру», — рассказал Леонид Чермис, руководитель проектов WST-Сonsulting (кадровый консалтинг, штат — 15 чел.).

Поэтому, для того чтобы приглашение на работу не напоминало фальшивую улыбку нелюбимой учительницы, пытающейся с помощью сленговых словечек втереться в доверие к школьникам, важно учитывать не только целевую аудиторию, но и собственные особенности корпоративной культуры.

Кандидат должен подходить компании как ключ к замку. В противном случае, будь он даже суперпрофи, их сотрудничество может быть ущербным для обеих сторон. А хорошее креативное объявление должно отражать корпоративную культуру компании и учитывать особенности потенциальных кандидатов. Чтобы не полагаться на «авось», Леонид Чермис советует прибегнуть к способам, хорошо известным маркетологам.

«Нестандартные методы рекрутинга равноценны стандартным методам маркетинга. И в тех случаях, когда этими методами пренебрегают, возникают курьезные ситуации. К примеру, не проводится тестирование рекламного объявления (а объявление о вакансии — это тоже своего рода рекламное объявление), и оказывается, что на него откликаются совсем не те, кого хотели видеть», — рассказывает г-н Чермис.

Предлагаем ознакомиться  ПАО что это за форма организации

В то время как провести такой опрос не очень сложно. Можно даже внутри компании определить тип сотрудников, на которых стоит ориентироваться, и из них сформировать фокус-группу, чтобы они могли высказать свое мнение относительно формы и содержания информационного сообщения, которое должно «зацепить» конкретных людей.

Убивающие доски

Вслед за компанией Google, разместившей над оживленной трассой свой плакат с оригинальной задачкой, решение которой было первым этапом квеста под названием «устроиться на работу в Google», появились и другие смельчаки, решившие сделать нечто подобное. Однако плакаты в отечественном исполнении, с размещенными на них краснощекими девушками, туповатого вида парубками и призывами «найти интересное» на работе в одной из региональных сетей супермаркетов, выглядели как пародия на интеллектуальную задумку американской корпорации.

Не менее странно смотрелся и симпатяга Хаус, оказавшийся на стене некоторых киевских аптек. В руках, вместо неизменной трости, он держал бумажный свиток с сообщением о том, что некая всемирно известная израильская клиника приглашает на работу нейрохирурга высшей категории со знанием английского. По каким причинам нейрохирурги должны были оказаться в числе кашляющих и чихающих посетителей аптек на окраинах города и какой логикой руководствовались те, кто размещал данное объявление, — похоже, так и останется навсегда неразрешимой загадкой.

Сетевые трудности

Однако не только масштабы билбордов затуманивают разум искателей персонала. Возможности социальных сетей уже давно стали прекрасным средством для поиска нужных специалистов. Но иногда желание найти сотрудника настолько велико, что рекрутеры прибегают к особенно хитрым способам. Часто это переходит границы здравого смысла и этических норм.

Так, по словам бизнес-тренера Юрия Вапненко, в сетях LinledIn и Profeo некоторые пользователи, преимущественно «дефицитных» специальностей, могут получить анкету или приглашение поучаствовать в конкурсе на вакантное место от компаний с мировым именем. Преимущественно тех, которые обычно не размещают на сайтах свои телефоны.

Предлагаем ознакомиться  Срок диагностики по гарантии - Юрист гражданам

Подобные приглашения приходят от людей, которые представляются внутренними рекрутерами этих компаний. Однако на деле оказывается, что такого сотрудника нет в штате этих компаний, а приглашение на вакансию — просто блеф. На что рассчитывают распространители этой информации, когда приходит время сообщать истинное название компании, — сказать трудно.

Обычно соискатели, окрыленные неслыханной удачей поработать в очень известной компании, остаются разочарованными, когда узнают истинное имя работодателя. В итоге последний получает двойной минус: время на предварительные собеседования потрачено зря, так как кандидат отказывается работать. Кроме того, зачастую обиженные соискатели на собственной странице в соцсети выкладывают гневный пост.